«Мир искусства» (группа художников журнала «Мир искусства». 1898–1904; Общество художников «Мир искусства». 1910–1924)

Петербург–Петроград

Объединение «Мир искусства», воплотившее в себе художественные идеалы символизма и модерна, сыграло наперекор собственным устремлениям существенную роль в формировании авангарда. Несмотря на противостояние, существовавшее между мир­искусниками и авангардистами (наиболее яркий пример – газетная полемика А.Н.Бенуа и Д.Д.Бурлюка), взаимо­связь двух явлений на историко-художественном уровне очевидна.

Знакомство России с современным западным искусством осуществлялось благодаря деятельности мирискусников. Процесс начался ещё в 1897–1898, когда С.П.Дягилев организовал выставки английских, немецких, скандинавских и финских художников.

Следующий шаг «Мира искусства» был более смелым. В 1899 состоялась первая международная выставка редакции журнала, на которой появились работы известных европейских художников. Хотя организаторы выставки продолжали занимать половинчатую позицию в отношении к современной им мировой живопи­си, общий состав приглашённых иностранных художников оказался довольно многообразным. Из французских импрессионистов выбор пал на Клода Моне, Огюста Ренуара и Эдгара Дега; были также и другие мастера, в той или иной мере близкие модерну, академизму и реализму. Произведений Поля Сезанна, Винсента ван Гога и Поля Гогена на выставке не было. Английская группа была представлена Фрэнком Бренгвином и американцем Джеймсом Уистлером. Присутствовали работы немецких (Франц фон Ленбах и Макс Либерман), швейцарских (Арнольд Бёклин) и итальянских (Джованни Больдини) художников. Несмотря на известную односторонность подбора, продиктованную определённой ориентацией «Мира искусства», члены которого – по собственному признанию – «проглядели» импрессионистов, Сезанна, Гогена и других самых значительных мастеров конца XIX столетия, эта выставка обозначила решительный прорыв на территорию нового европейского искусства.

Что касается самих мастеров «Мира искусства», то они как раз в это же время начали завоёвывать определённые позиции и на европейских выставочных площадках. В середине 1890-х Бенуа получил от одного из руководителей Мюнхенского сецессиона предложение организовать на одной из выставок специальный русский раздел. На протяжении 1900-х происходил процесс проникновения русских художников на зарубежные выставки. В Германии одним из самых популярных русских художников стал К.А.Сомов, который в 1901–1902 выставлялся на Венском и Берлинском сецессионах, в 1903 состоялась его персональная выставка в Гамбурге, а первая монография о нём вышла в 1907 в Берлине. Другой лидер «Мира искусства», Л.С.Бакст, ещё с конца 1890-х принимал участие в Мюнхенском сецессионе, в 1904 выставляется в Париже, демонстрируя свои работы в Гран-Пале; успех пришёл к нему в 1910-е, после участия в дягилевской антрепризе и персональных выставок в Париже и Лондоне.

В то же время вместе с мирискусниками на их выставках стали появляться произведения художников новейших течений. В феврале–марте 1906, ещё до официального создания общества «Мир искусства» в 1910, Дягилев устроил выставку под таким же названием. В ней приняли участие М.Ф.Ларионов, братья В.Д. и Н.Д.Милиоти, Н.Н.Сапунов, А.Г.Явленский.

В начале 1910-х «Мир искусства» демонстрирует определённую открытость к новому искусству. Так, после успеха «Бубнового валета» в 1910 некоторые его представители оказались экспонентами выставок «Мира искусства» (П.П.Кончаловский, А.В.Лентулов, И.И.Машков, А.А.Моргунов, В.В.Рождественский, Р.Р.Фальк, братья Бурлюки). В 1910–1911 участниками выставок «Мира искусства» были Н.С.Гончарова, Ларионов, П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян, Г.Б.Якулов. Пресса негодовала по этому поводу. «Объявив себя левыми и подняв дягилевское знамя “Мира искусства”, участники отчётной выставки… наприглашали… “анархистов”» (Раннее утро. 1911. №47. 27 февраля. С.5). «”Мира искусства” нет, а вместo него – “Бубновый валет” с крошечным бледным отделением “Мир искусства”. Гости <...> расположились, как дома, с такой развязностью, что хозяевам почти не осталось места» (С.Глаголь. Мир искусства // Столичная молва. 1911. №217. 5 декабря. С.3).

В московской выставке «Мира искусства» (ноябрь–декабрь 1912) участвовали только Гончарова, Ларионов и Якулов (они же выставлялись и на петербургской выставке в январе–феврале 1913). Бубновалетцы Машков и Лентулов отказались от участия по решению общего собрания «Бубнового валета». Московская экспозиция «Мира искусства» (декабрь 1913 – январь 1914) собрала большее количество левых художников: к Гончаровой, Ларионову и Якулову добавились Н.И.Альтман и А.В.Шевченко. В.Е.Татлин без согласования с устроителями выставил «Живописный рельеф».

Состав футуристов (так называла критика левых художников) на выставках «Мира искусства» в 1915–1916 несколько изменился: в 1915 левые были представлены именами Л.А.Бруни, П.В.Митурича и Н.А.Тырсы, а в 1916 – К.Л.Богуславской, Кончаловского, Машкова, В.М.Ходасевич и Якулова.

В марте 1916 Кончаловский и Машков покинули «Бубновый валет» и стали членами общества «Мир искусства». В том же году в общество вступила Гончарова. Эти факты свидетельствовали об ассимиляции некогда противоборствовавших художественных направлений. Процесс продолжался и на протяжении двух следующих выставочных сезонов (1917–1918): кроме Кончаловского и Машкова, на выставках «Мира искусства» появились работы С.И.Дымшиц-Толстой, Л.М.Лисицкого, С.А.Нагубникова, А.Ф.Софроновой.

В мае 1917 «Мир искусства» вошёл в центральную федерацию Профсоюза художников-живописцев Москвы. В 1918 общество пополнило свои ряды бывшими бубновалетцами А.В.Куприным, Лентуловым, А.И.Мильманом, Рождественским, Фальком и практически стало центром московского сезаннизма. Председателем «Мира искусства» в 1918 был избран П.Кузнецов, а в руководство общества вошли Машков, Мильман и Лентулов.

Летом 1921 бубновалетцы вновь объединились под знамёнами «Мира искусства» – выставка общества была открыта до ноября и собрала художников самых разных направлений. Помимо традиционного бубновалетского ядра экспонировались инхуковцы А.А.Веснин, А.Д.Древин и Н.А.Удальцова, а также В.В.Кандинский и Шевченко.

По этому поводу Фальк писал Куприну: «В нашем обществе [«Мир искусства»] многое переменилось. Оно благодаря стараниям Ильи Ивановича [Машкова] и [П.В.] Кузнецова утратило предполагавшийся облик. Вошло масса новых членов, проведённых ими фуксом, как разные ученики Кузнецова, Бебутова и т.п. Машков хочет в члены провести свою жену и т.д. Вообще атмосфера начинает сильно портиться» (РГАЛИ. Ф.3018. Оп.1. Ед. хр.147. Л. 6).

Следующая московская выставка (январь 1922) свидетельствовала о кризисном состоянии «Мира искусства». Фальк сообщал тому же адресату: «От выставки у меня осталось тоскливое ощущение. Мне кажется, что в искусстве необходим пафос, а этого нет. Все <...> мы какие-то кисло-сладкие, не жаркие и не холодные. Революция на нас весьма тяжело отозвалась, очень придавила к земле и сделала будничными» (РГАЛИ. Ф.3018. Оп.1. Ед. хр.147. Л. 10–11).

В последней выставке общества, открывшейся в Париже в июне 1927, ни один из авангардных художников не участвовал.

Литература:
  • А.Н.Бенуа. Возникновение «Мира искусства». Л., 1928;
  • В.Н.Петров. «Мир искусства». М., 1975;
  • Н.П.Лапшина. «Мир искусства». Очерки истории и творческой практики. М., 1977;
  • Крусанов. T.I.Кн.1. Кн.2.;
  • Т.II. Кн.1.;

Автор статьи: Д.В.Сарабьянов, А.Д.Сарабьянов