ЯВЛЕНСКИЙ Алексей Георгиевич

Живописец

Вместе с другими соотечественниками, чьё творческое наследие составило мощный пласт русского зарубежья, Явленский активно участвовал в художественном процессе ХХ века. С именем выдающегося живописца связано формирование экспрессионизма в европейском искусстве, создание важных в его развитии объединений. Пройдя от традиции передвижнического реализма через многие художественные течения и восприняв их уроки, Явленский пришёл к самостоятельным художественным открытиям, сумел выработать индивидуальный, одному ему свойственный стиль и воплотить в своём творчестве мир образов, исполненных живописной энергии, гармонии и духовной глубины.

Родился в семье военного Георгия Никифоровича Явленского и потомственной дворянки Анны Петровны Явленской, урождённой Медведевой. Детство провёл в родовом имении Кузлово под Вышним Волочком и местах службы отца – городах западных губерний России Гродно, Несвиже, Ченстохове.

А.Г.Явленский. Гора. 1905. Картон, масло. 47х62. ООМИИ
А.Г.Явленский. Дом в горах. Около 1912. Картон на холсте, масло. 49,9×53. ГТГ
А.Г.Явленский. Натюрморт с пёстрой скатертью. 1909. Картон, масло. 47×62. ООМИИ
0 / 0

Во второй половине 1870-х будущий художник переезжает с матерью, братьями и сёстрами в Москву. Учится в гимназии, затем в частной школе, после окончания которой поступает во 2-й Московский кадетский корпус. После посещения Всероссийской промышленно-художественной выставки в 1882 решил стать художником. С этого времени Явленский полюбил уроки рисования, много копировал из журналов, свободное время проводил в залах Третьяковской галереи.

Продолжая военное образование в 3-м Московском Александровском училище в 1885–1887, посещает выставки, проявляет интерес к художественной форме произведений, обращает внимание на усиление роли средств выразительности в манере ряда художников, восхищается В.А.Серовым и К.А.Коровиным.

Мечтая о художественной карьере, учился Явленский прилежно, окончил курс по первому разряду и потому сам мог выбрать полк для прохождения службы в Москве. Он служит в 7-м гренадерском Самогитском полку и живёт в доме Д.П. Боткина на Покровке, в квартире, которую ему уступил его добрый знакомый художник Н.Е. Рачков. Четыре года обитания на Покровке благотворно сказались на укреплении связей Явленского с художественным миром Москвы. Сформировался вкус художника, развился его интерес к цвету, проблемам колорита.

В 1890 подпоручик Явленский добился перевода в Петербург и в августе того же года поступил вольнослушателем в АХ, где получил систематизированные классические знания в области пластических искусств, испытал сильное влияние замечательных педагогов. На формирование творческих навыков молодого человека благотворно влиял И.Е. Репин. В круге друзей Явленского – Ф.И.Рерберг, Д.И. Киплик, с которыми он занимался вопросами техники живописи, а также Д.И.Щербиновский, товарищ Коровина.

В 1892 Явленский знакомится с ученицей Репина М.В.Верёвкиной, ставшей на долгие годы его спутницей жизни и вдохновительницей творческих начинаний. Он работает с ней в её мастерской в Петропавловской крепости, в имении Верёвкиных Благодать. В 1896 Явленский оставляет АХ и, выйдя в отставку в чине штабс-капитана, осенью уезжает с Верёвкиной в Мюнхен. Здесь он поступает в школу Антона Ашбе, где учится с И.Э. Грабарём и Д.Н.Кардовским. В 1899 успешно заканчивает школу, затем открывает свою студию, в числе учеников которой был В.В.Кандинский.

В портретах, натюрмортах и пейзажах в ранний период творчества Явленский испытал влияние Серова, Коровина, позже – Джеймса Уистлера, Игнасио Зулоаги, Андерса Цорна. Пример синтеза живописи Ашбе и Цорна – «Елена в испанском костюме» (1901), близкий ряду портретов русской школы этого времени своими колористическими, композиционными и интонационными особенностями. Изображённая на портрете Елена Незнакомова (Лёля), горничная Верёвкиной, в январе 1902 родила Явленскому сына Андрея. Официальный брак с ней был заключен лишь в 1922.

В 1900-е любимым жанром Явленского становится натюрморт, в котором живописец использует импрессионистские приёмы. В 1905 его захватило искусство Ван Гога и Сезанна, художественные находки которых он включает в свою живописную манеру.

С 1903 выставлялся в мюнхенском и берлинском Сецессионах. Участвовал в русских выставках: НОХ (1905. Петербург), СРХ (1906. Москва), «Мир искусства» (1906. Петербург), «Венок» (1908. Петербург), Салоне С.К.Маковского (1909. Петербург), Салонах В.А.Издебского (1909–1910 и 1911), «Бубновый валет» (1910–1911. Москва). В 1906 его работы экспонировались на организованной С.П. Дягилевым выставке русского искусства в парижском Осеннем салоне.

Большое значение в творческой судьбе Явленского имело знакомство с художниками Яном Веркаде и Полем Серюзье – друзьями Гогена по понт-авенскому периоду. Важнейшие элементы созданной Гогеном теории (так называемый синтетизм), о которых рассказывал Веркаде, увлекли Явленского. Следование принципам выдающегося французского мастера – стремление к ясному построению композиции, отсутствие детализации, декоративное использование цветовых пятен – заметно в ряде произведений Явленского, вплоть до 1914. После знакомства с творчеством Анри Матисса он начинает использовать интенсивную гамму чистых цветов, усиленную чёрным контуром. Новые тенденции в творчестве Явленского проявились в пейзажах, написанных в деревне Мурнау близ Мюнхена в 1908.

Творческие результаты художник демонстрирует на выставках первого в Германии авангардистского союза – «Нового мюнхенского художественного общества», который он вместе с Кандинским организовал в 1909 в ответ на отказ Сецессиона принять их произведения. Участвовал в выставках объединения экспрессионистов «Синий всадник», основанного Францом Марком и Кандинским. Провёл персональные выставки в Бремене (1911), Мюнхене (1912 и 1913) и Берлине (1914).

Начало 1910-х – период наивысшего подъёма в живописи Явленского, время его творческой зрелости и формирования индивидуального стиля. Он создаёт портреты, насыщенные экспрессией, отличающиеся предельной звучностью колорита и эмоциональным напряжением («Принцесса». 1912; «Голова с рукой». 1912; «Азиатская женщина». 1912). В это время особенно заметно воздействие на творчество мастера иконописных традиций.

В августе 1914 с началом Первой мировой войны художник эмигрирует в нейтральную Швейцарию. Живёт в деревне Сен-Пре на Женевском озере близ Лозанны. Здесь он начал писать серию пейзажных «Вариаций» – небольшие по размеру композиции, выполненные тонкими слоями краски на бумаге, структурированной под холст. Элементы ландшафта в этих работах трансформируются в символические, воплощающие переживания художника цветовые формы. Он пишет также портреты, в которых продолжается живописно-пластическая линия, начатая ещё в 1910-х.

С 1917 Явленский жил в Цюрихе, который к концу войны стал крупным международным культурным центром, с марта 1918 до 1921 – в Асконе. В это время художник создаёт серии «Мистические головы» и «Головы Спасителя». Через кубистическую пластику ликов в них прочитываются образы фаюмского портрета, византийских мозаик, православной иконы, которыми вдохновлялся художник. Глубоким оказался его интерес к восточным философским и религиозным учениям.

В Асконе рождается четвёртая серия «Абстрактные головы», которую называют также «Конструктивные головы» из-за математически точного построения произведений. Мотив лица, звучащий в работах по-прежнему отчётливо, гармонично согласуется с композиционной доминантой христианской темы распятия. Колористически разно­образная, излучающая свет цветовая палитра «Абстрактных голов» рождает поэтические ассоциации, поддерживаемые авторскими названиями – «Лунный свет» (1925), «Любовь» (1925), «Явление» (1928).

В мае 1921, после разрыва с Верёвкиной, Явленский с Незнакомовой и сыном вернулся в Германию и поселился в Висбадене.

Тяжелейший экономический кризис и большие финансовые сложности, возникшие на художественном рынке Германии, заставили Явленского искать возможность устройства выставок и реализации картин на другом континенте. Помогла Галка Шейер, менеджер и друг художника. В 1924 вместе с Кандинским, Паулем Клее и Лионелем Файнингером Явленский вошёл в организованную по инициативе Шейер группу «Синяя четвёрка», выставки которой про­шли в городах Германии и Америки. Вплоть до 1937 Шейер устраивала выставки в разных городах страны, читала лекции о творчестве мастеров объединения.

В 1933 фашистское правительство Германии запретило Явленскому выставлять свои работы и часть их конфисковало. Немецкое гражданство, которое художник получил в июле 1934, не улучшило его положения. С 1934 по 1937, несмотря на тяжёлые физические страдания, вызванные болезнью суставов, Явленский работает над серией «Медитации», которую считал итогом духовного опыта и вершиной своего творчества. В ней он развивает евангельскую тему, начатую в «Ликах Спасителя» и «Абстрактных головах». Он по-прежнему варьирует одну и ту же композиционную схему – очертания лица, трансформированные в крест, но живописно-пластическое решение произведений радикально меняется: ослабевает строгий геометризм, пастозный слой краски приобретает стихийный характер. И хотя «медитации» далеко отходят от русских истоков, с иконописными образами их роднит насыщенность красок, экспрессия, одухотворённость («Жизнь и смерть». 1936; «Я и ночь». 1937; «Чистилище». 1937). В короткие моменты облегчения он пишет изысканные цветочные натюрморты, отличающиеся той же светоносностью и экспрессивностью, что и медитативные произведения. Но христианская иконография – ведущая в эти годы, о чём красноречиво говорят названия «медитаций»: «Архангел Михаил» (1934), «Иконостас. Святой Андрей» (1934), «Константинополь» (1936), «Иоанн Креститель» (1936). «Медитации» по-разному могут интерпретироваться зрителем, сам художник называл их «просьбами к Богу», «молитвами», исполненными в моменты глубочайшей сосредоточенности и самосозерцания: «Я работаю для себя, для себя одного и для моего Бога. Моя работа – это моя молитва, но наиболее страстная молитва, – выраженная в цвете».

Начиная с 1935 Явленский диктовал своему секретарю Лизе Кюммель воспоминания.

Умер художник в возрасте 76 лет. Отпевали его в соборе святой Елизаветы и похоронили на русском православном кладбище в Висбадене.

Лишь после окончания Второй мировой войны к нему вновь возвращается слава. Многочисленные выставки Явленского, организованные в Швейцарии и ФРГ в 1950-е – начале 1960-х, открывают его искусство зрителю.

Наследие художника сосредоточено главным образом за рубежом. В России Явленский представлен в ГРМ, ГТГ, ГЭ; 11 работ – в музейных собраниях Омска. В 2000 выставка его произведений прошла в ГРМ.

Литература:
  • W.Grohman. Alexey Jawlensky. Paris, 1934;
  • C.Weiler. Alexey von Jawlensky. Wiesbaden, 1955. Köln, 1959;
  • C.Weiler. Jawlensky: Köpfe. Gesichte. Meditationen. Hanau, 1970;
  • A.Zweite. Alexej Jawlensky. 1864–1941. München, 1983;
  • Alexey von Jawlensky: Catalogue Raisonné of the Oil Paintings. Text by Maria Jawlensky, Lucia Pieroni-Jawlensky and Angelica Jawlensky. Vol.1–4. London–München–Mailand–New-York, 1991, 1992, 1993, 1998;
  • В.Соколовский. Алексей Явленский // Творчество. 1991. №8;
  • Неизвестный русский авангард 1992;
  • З.Г.Девятьярова. Возвращение в Россию // Музеи России. СПб., 1993;
  • Лейкинд, Махров, Северюхин 1999;
  • Тайфун Бельгин. Алексей Явленский. Биография. СПб., 2000;
  • И.Г.Девятьярова. Усадьба Явленских Кузлово в Тверской губернии // Русская усадьба. Сб. Общества изучения русской усадьбы. Вып.7 (23). М., 2001;
  • Алексей Явленский. Живопись из собрания Омского музея изобразительных искусств им. М.А.Врубеля. [Каталог] Сост. И.Г.Девятьярова. Омск, 2004;
  • И.Г.Девятьярова. Алексей Явленский: «Я углублялся в самого себя…» [о пребывании художника в Швейцарии] // Русское искусство. 2005. №3;
  • И.Г.Девятьярова. Алексей Явленский. Коллекция из Сибири // Третьяковская галерея. 2005. №1;
  • И.Г.Девятьярова. Русские модели Алексея Явленского. 1908–1918 // Русское искусство: ХХ век: исследования и публикации. Отв. ред. Г.Ф.Коваленко. Вып.1. М., 2007;
  • З.Г.Девятьярова. Алексей Явленский: «Он открыл мою душу…» О первом учителе художника С.И.Васильеве (1863–1897) // Искусство и образование 2007/6 (50);
  • И.Г.Девятьярова. Мемуары Алексея Явленского в зарубежных архивах: история создания и проблемы использования // Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение Русского зарубежья. Отв. ред. О.Л.Лейкинд. СПб., 2008;
  • И.Г.Девятьярова. Алексей Явленский. М., 2012.;
Архивы:
  • РГИА. Ф.789. Оп.11. 1890. Д.176;
  • The Blue Four Galka Scheyer Collection Archives. Copy of a handwritten manuscript by Galka as told her by Jawlensky (probably between 1917–1919). P.1–8.;

Автор статьи: И.Г.Девятьярова