Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression – «впечатление») – живописный стиль, появившийся во Франции в 1870-е – оказал огромное влияние на развитие всей живописи XX столетия. Термин был придуман критиком Луи Леруа по аналогии с картиной Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (1872. Музей Мармоттан, Париж).
Суть импрессионизма заключалась в том, чтобы передать с помощью живописи ощущение реальности окружающего мира в его подвижности, изменчивости, непостоянстве.
В русском искусстве импрессионизм имел свою собственную историю. Ещё в 1890-е об этом стиле, как свидетельствовал А.Н.Бенуа, мало что было известно. Первым заинтересовался импрессионизмом К.А.Коровин – импрессионистические приёмы появляются в его живописи уже в конце 1890-х. В 1900-е импрессионизм становится в России популярным стилевым явлением, захватывает СРХ, МТХ, «Московский салон». В этом стиле работают многие художники: А.Е.Архипов, В.Н.Бакшеев, О.Э.Браз, И.И.Бродский, С.А.Виноградов, К.И.Горбатов, И.Э.Грабарь, Н.В.Мещерин, Н.Д.Милиоти, К.К.Первухин, П.И.Петровичев, Н.А.Тархов, Л.В.Туржанский, Н.И.Фешин, М.Е.Харламов и другие.
Через увлечение импрессионизмом прошли в 1900-е будущие авангардисты М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, К.С.Малевич. В.В.Кандинский говорил об огромной влиянии на него картины Клода Моне «Стог сена», также «стогами» восхищался П.П.Кончаловский. Моне вообще был наиболее ценимым художником в среде русских авангардистов.
В 1921 экспозиция петроградского МХК открывалась импрессионистическими произведениями. В 1924–1925 Малевич работал с учениками в Гинхуке, где изучались пять основных систем современной живописи, первой из которых был импрессионизм, занявший важное место в его теории «прибавочного элемента».
В 1929 вокруг Малевича после закрытия Гинхука складывается «Кружок новой западной живописи», где помимо других стилей изучали импрессионизм. В 1928–1932 Малевич «воссоздавал свою творческую биографию» (Е.В.Баснер. Живопись Малевича из собрания Русского музея (Проблемы творческой эволюции художника) // Казимир Малевич в Русском музее. СПб., 2000. С.15–27) и написал несколько картин «в стиле импрессионизма». В начале 1930-х Малевич говорил о своём интересе к Огюсту Ренуару, а в 1932 работал над рукописью «Практика импрессионизма и его критика» (РГАЛИ).
Живописная система импрессионизма продолжала интересовать русских художников и в конце 1930-х. Так, А.И.Ржезников опубликовал в нескольких журналах (Советское искусство. 1939. 18 февраля; Творчество. 1939. №7; Искусство. 1940. №2, 4) ряд статей об импрессионизме и его связях с классическим и современным искусством. Позднее критик О.М.Бескин писал, что в этих статьях Ржезников «стремится доказать (и делает это в основном убедительно) необходимость синтеза импрессионистической непосредственности восприятия природы, сезанновской композиционной конструктивности и тонально-световой обобщённости и предметности старых мастеров» (О.Бескин. [Вступ. ст.] Персональная выставка А.И.Ржезникова [Каталог]. М.,1968). Другим важным тезисом Ржезникова было утверждение о том, что французский импрессионистический пейзаж оказал огромное влияние на мировую живопись.
Литература:
- Русский импрессионизм. Живопись из собрания Русского музея. Тексты: Е.Н.Петрова, В.А.Леняшин, В.Ф.Круглов. [Каталог] СПб., 2000;
- Вячеслав Филиппов. Импрессионизм в русской живописи. М., 2003;
- Пути русского импрессионизма. К 100-летию Союза русских художников. ГТГ, Москва. Музей русского искусства, Миннеаполис. 2003. [Каталог] М., 2003;
- Елена Баснер. Импрессионизм в творческой и педагогической практике К.С.Малевича // Русский авангард. Личность и школа. Сб. статей. СПб., 2003;
- М.Ю.Герман. Импрессионизм и русская живопись. СПб., 2005.;