ФАЛЬК Роберт Рафаилович

Живописец. Член «Бубнового валета». В конце 1920-х постепенно переходит на реалистические позиции

Один из ярчайших представителей русской художественной культуры. Его путь в искусстве был ознаменован многими достижениями и вехами, позволившими вписать имя художника в историю не только авангардного движения 1910-х – 1930-х, но и всего русского искусства ХХ века. Именно в творческой биографии Фалька мы находим редкий пример сочетания русской реалистической школы 1900-х, авангардных тенденций предреволюционной эпохи и западноевропейского модернизма довоенного периода.

Родился в семье юриста. Рисовать начал рано, обнаружив большие способности. Позже пришло серьёзное увлечение музыкой, в шестнадцать лет готовился к поступлению в консерваторию. Однако любовь к рисованию оказалась сильнее.

Р.Р.Фальк. Женщина в белой повязке (Р.В.Идельсон). 1922. Холст, масло. 116х66,3. ГТГ
Р.Р.Фальк. Пейзаж с деревьями. 1910-е. Холст, масло. 91х71,5. Частная коллекция
Р.Р.Фальк. Пейзаж со свиньями. 1912. Холст, масло. 88,5×106. СГМЗ
Р.Р.Фальк. Обнажённая. Крым. 1916. Холст, масло. 104×126. ГТГ
Р.Р.Фальк. Красная мебель. 1920.Холст, масло. 105х123. ГТГ
Р.Р.Фальк. Конотопские девушки (Девушки-подёнщицы на отдыхе). 1912. Холст, масло. 100х114. СГХМ
Р.Р.Фальк. Турецкая пекарня. 1915. Холст, масло. 100х105. ООМИИ
0 / 0

Учился сначала в школе рисования и живописи К.Ф.Юона, затем в Студии живописи и рисунка у И.И.Машкова, своего будущего соученика по МУЖВЗ, куда он поступил в 1905. Здесь его учителями были такие известные живописцы, как А.Е.Архипов, А.М.Васнецов, Л.О.Пастернак. В дальнейшем овладевал мастерством под руководством В.А.Серова и К.А.Коровина.

Мастерское владение Фалька школой реалистического рисунка, его понимание колористической гармонии ощутимы даже в самых ранних экспериментах. Особое влияние на него оказал Коровин. Под его руководством Фальк добивался остроты цветового видения, постигал эффект красочного пятна.

В МУЖВЗ Фальк сдружился с Машковым, А.В.Лентуловым, А.В.Куприным, В.В.Рождественским, составившими в 1910 ядро авангардного объединения «Бубновый валет». Участников этого содружества сближало страстное желание покончить и с наскучившим академизмом, и с «литературностью» и назидательностью передвижников, и с утончённой стилистикой мастеров декаданса – мирискусников.

Состав экспонентов первых выставок объединения был довольно пёстрым: экспрессионисты во главе с В.В.Кандинским, кубофутуристы (А.А.Экстер, К.С.Малевич, братья В.Д. и Д.Д.Бурлюки). После первой же выставки художники разделились на группы: одну из них возглавил П.П.Кончаловский, другую – М.Ф.Ларионов. Их тогда сближала тяга к народной традиции – к городскому фольклору, лубку. Из наивного, лубочного искусства «бубновые валеты» заимствовали живописные формы. Однако группа Ларионова, сильнее тяготевшая к традициям наивного искусства, вскоре покинула объединение.

Не удивительно, что молодой Фальк испытывал на себе воздействие многих новаторских веяний. Подобно другим «бубновым валетам» он находился под влиянием импрессионизма («Лиза на солнце». 1907). Обуреваемый желанием передать ощущение энергии и страсти, он обращался к фовизму. Привлекал его и кубизм. В «Портрете М.Рефатова» (1915) остро ощущается влияние Пабло Пикассо, его пластики деформаций и сдвигов. В «Автопортрете» (1916) художник прибегает к умелому сочетанию холодных и тёплых тонов, добиваясь мощного звучания и законченности как отдельных элементов, так и всей композиции в целом.

Многие работы Фалька периода 1910-х отличались поиском новых форм самовыражения. В окружении ярких изысков авангардного искусства молодой художник легко мог сойти на рельсы кубофутуризма или экспрессионизма. «Я стремился сдвигами формы акцентировать эмоциональную выразительность», – писал он позднее. От других значимых фигур раннего авангарда, поражавших воображение своих современников головоломными художественными концепциями, Фалька всегда отличала внутренняя сосредоточенность, погружённость в алхимию творчества, концентрация на чисто пластических задачах.

Но смелые опыты Фалька и его соратников по «Бубновому валету» не увели художника в столь соблазнительную для новаторов область – абстрактность. К ней он относился особенно критически: «Абстракция даже у самых талантливых художников ведёт к схеме, к произволу, к случайности». Его же всегда отличало тяготение к гармонии, к завершённости образно-пластических решений.

Группа Кончаловского–Машкова, в которую входил и Фальк, оказалась под мощным влиянием постимпрессионизма «сезанновского» толка. Фальк называл его своим «основным мэтром» и сохранял ему верность до конца своих дней. Позднее он напишет о Сезанне: «Его видение мира было таким мощным, он прозревал такие тайны света и цвета, что имеющаяся в руках техника его удовлетворить не могла».

Ранние произведения Фалька дореволюционного периода отличались яркими, контрастными сочетаниями цвета. Постепенно под влиянием старых мастеров резкие, контрастные цвета сменялись иной, более сдержанной коричневато-зелёно-фиолетовой гаммой, с добавлением красных оттенков. К началу 1920-х именно красный цвет, богатый нюансами и переливами, станет узнаваемым «фирменным» знаком на картинах Фалька.

После революции Фальк активно включился в работу Московской коллегии по делам искусства и художественной промышленности при Наркомпросе, участвуя в перестройке художественной деятельности на «новых социальных основах». После прекращения деятельности «Бубнового валета» (1917) он становится членом объединения «Мир искусства». Позже вступает в АХРР и ОМХ (1926–1928).

С 1918 по 1928 Фальк преподаёт во Вхутемасе–Вхутеине. Преподавал он с интересом и являлся огромным авторитетом для учеников. Он учил их истинному пониманию цвета в живописи.

«Примерно к этому времени я стал на более реалистические позиции в искусстве», – писал Фальк. В эти годы были созданы его знаковые работы – «Красная мебель» (1920), «Автопортрет в жёлтом жилете» (1924) и другие. Позднее он напишет: «…я всё более убеждаюсь, что лучшим моим периодом было время “Красной мебели” и потом время до 1924 года».

Это был успешный период. В 1922–1925 он занимался оформлением театральных постановок в ГосЕТе. Участвовал во множестве выставок. Состоялись две его персональные выставки (в 1924 и 1927).

В 1926 Фальк стал деканом живописного факультета Вхутеина. Впоследствии художник с сожалением вспоминал о тех годах, которые он отдал административной работе (деканству), забиравшей у него энергию творчества. «Чем дальше, тем мне яснее, какой омертвелый процесс происходил со мной. Я думаю, что наиболее вредная была для меня моя административная деятельность, когда я деканствовал. 26 [-й] год в моей живописи дал мне наиболее слабые, бестемпераментные работы».

Невозможность полного погружения в творчество, страстное желание двигаться дальше подтолкнули его, уже немолодого известного художника, к решению уехать за границу. Возможно, он ощущал влияние на искусство «социального заказа», требование «тематических» картин, когда начал активно претворяться в жизнь лозунг «искусство в массы». В 1928 Фальк едет во Францию – в творческую командировку, растянувшуюся почти на десять лет.

Годы работы в Париже для эволюции художника стали решающими. Ему открылась во всём великолепии французская живопись: Ренуар, Дега, Мане, Домье, Коро и так далее. Формировалось новое видение света и цвета. Но если в Москве он уже был известным художником, то здесь он чувствовал себя новичком. Приходилось упорным трудом, «стиснув зубы», завоёвывать позиции. «Я решил быть терпеливым и во что бы то ни стало стать настоящим художником», – писал Фальк. Усилия его оказались небезуспешны. Он начал выставляться в частных галереях, затем – в Салоне Тюильри и Осеннем салоне. Его заметила публика. Фальк познакомился с Амбруазом Волларом, обратившим внимание на опыты русского живописца.

Попытки писать акварелью утвердили Фалька в убеждении, что истинное его призвание – живопись. Художник много работает над созданием цветовой формы, пытается найти интересные цветовые соотношения. Он восхищается Хаимом Сутиным, владевшим свободным сезанновским мазком, столь желанным для Фалька.

В Париже Фальк сделал для себя немало открытий. И прежде всего – влияние света на гармонию цветового восприятия. Теперь он отчётливо видел, что в его московских работах чувство света было ещё «примитивно и грубовато». Это не тот свет, что мы наблюдаем в работах импрессионистов, который «окрашивает» фактуру, как бы оживляя её, а скрытый внутренний свет, заметить который можно лишь при глубоком созерцании. Только теперь он по-настоящему оценил гениальность Рембрандта, потрясённый его классическими работами.

Работы Фалька трудно продавались. Маршаны упрекали его в отсутствии колористического и сюжетного «стержня», характеризующего художника и позволяющего покупателю легко «узнавать» его работы. Стиль Фалька узнаваем лишь для опытного глаза. Он был в постоянном поиске новых живописных форм, новых неожиданных объектов для композиций, соразмеряясь с собственным ощущением гармонии цвета («Сейчас я собираюсь написать несколько картошек на жёлто-сером фоне»). В его натюрмортах цветовые соотношения и чёткая логика композиции создают ощущение одухотворённости предметов, их продолжающейся жизни (still life).

Фальк мог разрабатывать одни и те же мотивы, бесконечно переписывая их, добиваясь эффекта, нужного ему, а не публике. «Здесь никак, никак не принимаются работы очень тёмные и тяжёлые. <...>. Если бы я того сам желал, то я мог их довести до лёгкости Дюфи или Матисса. Но мне этого, конечно, не хочется. Для меня очень заманчива “лёгкая тяжесть” старых работ Утрилло». Восхищаясь светлыми парижскими пейзажами Мориса Утрилло, он остаётся верен своим ощущениям.

Фальк любил Париж и много писал его, но, подобно И.Г.Эренбургу («Мой Париж»), у него был «свой» Париж – Париж бедных кварталов и мрачных домов. В них он ощущал душу города. У Фалька трудно найти светлые, солнечные пейзажи, ему ближе «серебристая гамма пасмурного дня». В его парижских пейзажах сквозь сумрачную серую дымку можно видеть едва пробивающийся прозрачный, мерцающий свет, передающий ощущение тревоги и надежды. Даже его среднеазиатские пейзажи не несут в себе экзотической яркости красок, не передают ощущения зноя. В них есть сдержанное цветовое и композиционное равновесие, создающее ощущение покоя и мудрости Востока.

В портрете Фальк, сохраняя верность натуре, не ставил сходство своей главной задачей, а пытался добиться некой отвлечённости, обобщения. С помощью цвета он добивался удивительной пластичности, осязаемости образа. В картине «В белой шали» (1947), написанной под влиянием Эль Греко, множественным наслоением мазков художник достигает ощущения бесплотного видения и одновременно мраморной скульптурности.

Фальк искренне считал себя реалистом. При этом чётко отличал истинный реализм от вульгарного. В его понимании реалист – «художник потрясающей правды, а не иллюзорного правдоподобия». Истинным реалистом он считал Сезанна, произведения которого – «не подобия жизни, а сама жизнь в прекрасных драгоценных зрительно-пластических формах». Правдивость для Фалька – не только главный принцип в искусстве, но и проявление высокой нравственности.

Фальк постоянно испытывал неудовлетворённость своей работой. Лишь редкие моменты творчества доставляли ему истинную радость. Это было состояние, писал Фальк, «когда глаз как бы начинает петь». Ощущение от работы «как от музыки» было для него мерой достижения гармонии в картине.

Он всегда стремился к простоте. В его живописи нет броскости. В то же время искусство Фалька – сложный феномен, включающий в себя не только опыт великих предшественников, но и наполнен сложными аллюзиями – поэтическими, музыкальными, философскими. М.С.Сарьян справедливо назвал его «художником-философом». Живопись Фалька рассчитана на вдумчивого зрителя, она требует к себе сосредоточенного внимания и душевного напряжения.

В конце 1937 Фальк возвращается на родину. В годы войны он оказался в эвакуации – сначала в Башкирии, затем в Средней Азии, где занимался преподаванием.

В послевоенные годы художник, обвинённый в «формализме» и «упадничестве», был отторгнут властями от официальной художественной жизни. Его искусство оказалось несовместимым с доктриной воцарившегося соцреализма. Лишённый возможности участвовать в выставках, он продолжал работать у себя в московской мансарде вплоть до своей кончины, организуя показы своих работ для немногих ценителей «высокой и чистой живописи».

Искусство Фалька, художника верного и преданного своим идеалам, ставшего предтечей так называемого «второго» русского авангарда – неофициального искусства 1960-х, в последующие годы являлось знаменем «тихой художественной оппозиции». Его творчество, в начале века закалённое авангардизмом, а впоследствии со временем утратившее модернистские опознавательные признаки, во вторую половину ХХ века стало той благодатной почвой, на которой произрастали будущие нонконформисты и концептуалисты новой эпохи.

Литература:
  • D.W.Sarabjanow. Robert Falk. Dresden, 1974;
  • Р.Р.Фальк. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике. М., 1981;
  • Роберт Фальк. Художественный дневник. Публ., подготовка к печати, вст. статья Анатолия Эдмина. М., 2002;
  • А.В.Щекин-Кротова. Мой Фальк. М., 2005;
  • Д.В.Сарабьянов, Ю.В.Диденко. Живопись Роберта Фалька. Полный каталог произведений. М., 2006;

Автор статьи: И.И.Галеев