• Главная
  • >
  • Новости
  • >
  • За фасадом эпохи. Истории московских художников 1920-1940-х годов

За фасадом эпохи. Истории московских художников 1920-1940-х годов

1 / 7
2 / 7
3 / 7
4 / 7
5 / 7
6 / 7
7 / 7

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева совместно с Галеев-Галереей представил выставочный проект «За фасадом эпохи», посвященный московским художникам, творческих расцвет которых пришелся на переломные для советской культуры 1920-е – 1930-е годы. В экспозиции показаны работы таких мастеров независимого искусства как Лев Аронов, Анатолий Гусятинский, Лев Зевин, Мария Ильф-Тарасенко, Георгий Павильонов, Николай Прокошев, Иван и Надежда Свешниковы, Роман Семашкевич, Лидия Хромова, Антон Чирков, Константин Эдельштейн, Сергей Эйгес и других.

Группа этих художников неоднородна, её можно разделить по времени начала творческой деятельности на «старших» и «младших». Это люди очень разного социального происхождения, ушедшие молодыми или в расцвете творческих сил, искавшие свой путь, манеру и темы, но не вписавшиеся в официальный советский дискурс. Их истории и судьбы тесно переплетаются между собой, образуя некую социальную сеть того времени.

В тридцатые годы катастрофически сузилась возможность участия в публичной художественной жизни и выставках «старших» художников, среди которых Борис Голополосов, Александр Глускин, Лев Зевин, Александр Китаев, Ева Левина-Розенгольц, Антонина Софронова, Михаил Ранков, Константин Чеботарев, Антон Чирков. Они не смирились с идеологическими изменениями и остались странными скрытыми «савонаролами» и «злобствующими эстетами», рискующими изображать события «как было», а не «как надо». У «младших» художников почти не было опыта участия в объединениях и группах. Из-за отсутствия возможности работать публично в «мелкобуржуазных» и «попутнических» жанрах и стилях они занимались станковой живописью «в стол», а на жизнь зарабатывали преподаванием, монументальной живописью, декоративным оформлением зданий и улиц.

Взгляд художников внутрь себя, рефлексия через поиск ракурса, формы, колористического решения – всё это сделало такое искусство непригодным для пропаганды советского строя, когда «жить стало лучше, жить стало веселее». Их творчество, в котором синтезируется влияние различных художественных школ, начиная от искусства Возрождения и до современных стилей и направлений, характеризуется полифонией взглядов, методов и жанров.

Выставка организована группой наследников московских художников «Плеяда» в сотрудничестве с Галеев-Галереей и Государственным Музеем Архитектуры им. Щусева. Проект вырос из выпускной работы студентов первого сезона кураторской школы Avant-Garde LAB, организованной Еврейским музеем и Центром толерантности совместно с Энциклопедией русского авангарда. Кураторы: Елена Желудкова и Лилия Мороза.

Выставка проходит на площадке Галеев-Галереи с 17 ноября 2021 г. по 7 февраля 2022 г. по адресу Большой Козихинский пер., 19/6, стр. 1.

Подробнее

Партнеры и друзья