Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО

1 / 5
2 / 5
3 / 5
4 / 5
5 / 5

В Музее Москвы последнюю неделю работает выставка, посвященная 100-летию плана ГОЭЛРО. Решение электрифицировать всю страну, окончательно принятое в 1921 году, повлияло на все стороны жизни в СССР, включая искусство. В экспозиции представлены материалы, раскрывающие историю электрификации, а также произведения целого ряда художников авангардистов, отразивших ее в своем творчестве. Выставка открыта до 24 октября 2021 г.

План ГОЭЛРО – один из самых масштабных проектов, осуществленных советской властью в послереволюционные годы. Электрификация повлияла не только на экономику и быт, но и на изобразительное искусство, кино, архитектуру, музыку, театр, литературу и дизайн. На выставке можно увидеть работы Александра Лабаса, Александра Дейнеки, Густава Клуциса, Александра Родченко, Сергея Лучишкина, Климента Редько, Соломона Никритина, Иосифа Чайкова, Натана Альтмана, Роберта Фалька, Ольги Розановой, братьев Весниных, Андрея Бурова, Якова Чернихова, Ивана Жолтовского и Александра Гегелло.

Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО) была создана в марте 1920 года по заданию Владимира Ленина. Разработанный Глебом Кржижановским, Робертом Классоном, Генрихом Графтио и другими инженерами план электрификации страны и строительства сети электростанций хотя и основывался на дореволюционных проектах, стал ощутимым признаком свершившейся революции. МОГЭС, Шатура, Кашира, Волхов, Свирьстрой, ДнепроГЭС и другие точки плана ГОЭЛРО, возникшие на карте, зажгли свет и запустили электродвигатели на производствах, а также изменили повседневную жизнь и мировосприятие людей.

Электричество становилось героем рассказов, пьес, детских сказок, плакатов, кино, а также появлялось в графике, живописи и скульптуре. Его образ воплощался в форме лампы накаливания, уходящих вдаль линий электропередач, мощных турбин электростанций и отождествлялся с фигурой самого Ленина. Именно в это время формировался миф о вожде, несущем новую энергию, новый свет и новый мир. Каждое из художественных объединений эпохи авангарда находило свой источник вдохновения в теме ГОЭЛРО. Так, образы электрических ламп, турбин и линий электропередач соединились в плакатах конструктивистов Густава Клуциса, Сергея Сенькина, Эль Лисицкого, Александра Родченко. Проекционисты работали с контрастами светящихся метафизических ламп, линий, фигур и окружающей тьмы. ОСТовцы исследовали новые образы города и деревенских пейзажей, пронизанных линиями проводов и ритмическими рядами столбов.

Пространство выставки разделено на несколько зон — «Свет», «Ток», «Станции», «Линии», «Город», каждая из которых рассказывает о том, как электрификация в разных своих проявлениях отражалась в искусстве и литературе. Между зонами выстроены «башни», посвященные отдельным электрификаторам — Глебу Кржижановскому, Александру Винтеру, Генриху Графтио, Роберту Классону.

Ряд документов и фотографий, представленных в экспозиции, посвящены ключевым объектам плана ГОЭЛРО: подмосковным Шатурской и Каширской ГРЭС, северо-западным Волховской и Свирской ГЭС, и, конечно же, Днепрогэсу — знаковому сооружению архитектуры авангарда и символу электрификации. Фигура Ленина, отраженная в коллажах и фотомонтажах конструктивистов, плакатах и книгах, скульптуре и графике, занимает отдельную «башню». Последняя, шестая «башня» экспозиции посвящена драматическому сюжет создания Московского электролампового завода.

Выставка работает в Музее Москвы до 24 октября 2021 г по адресу г. Москва, Зубовский бульвар, 2. Расписание экскурсий и билеты на сайте музея https://mosmuseum.ru/exhibitions/p/goelro/

Партнеры и друзья