Авангард и футбол

1 / 4
2 / 4
3 / 4
4 / 4

Сразу три выставки – в ГМИИ им. Пушкина, Третьяковской галерее и Музее Архитектуры – показывают интерес авангардистов к футболу. Александр Родченко и Варвара Степанова, Александр Дейнека, архитектор Николай Ладовский и другие посвящали свои работы и проекты этому виду спорта.


«РОДЧЕНКО И СТЕПАНОВА. ФУТБОЛ»

ГМИИ им. Пушкина (главное здание)
До 15 июля 2018

Тема спорта, физической культуры стала одной из ярких страниц в творчестве Александра Родченко и Варвары Степановой. Творцы нового искусства и конструкторы современной бытовой среды – Родченко и Степанова – живо реагировали на развитие спорта в зарождающемся советском обществе и пропагандировали культ атлетизма в своих произведениях конца 1920-х - начала 1940-х годов.

Спортивные мотивы нашли свое воплощение в многочисленных живописных и графических композициях, изображающих атлетов, игры и состязания, а также в уникальных фоторепортажах Родченко с физкультурных парадов, ставших характерным явлением Москвы 1930-х годов. Любимой спортивной игрой Александра Родченко был футбол. Его работы, посвященные футболу, всегда наполнены экспрессией, они передают спортивный азарт игроков во время матча. Костюмы для футболистов, спроектированные Варварой Степановой, отличаются лаконичными формами и контрастными цветовыми сочетаниями.


«ФУТБОЛ И НЕ ТОЛЬКО»

Новая Третьяковка (зал 24 и залы экспозиции)
До 11 сентября 2018

В 1920–1930-е годы многие художники были увлечены идеей как можно ярче выразить в искусстве дух современности. Именно занятия физкультурой и спортом, которые приобрели в это время массовый характер, стали одной из знаковых черт эпохи. В эти годы проводились торжественные физкультурные праздники, парады, соревнования. И едва ли не главным их участником стала женщина, представительница нового общества. В изобразительном искусстве появился новый типаж – молодая женщина, работница и спортсменка. Эта тема привлекала художников своей новизной и открывающимися пластическими возможностями. Такие произведения, как «Девушка с веслом» И.Д. Шадра, «Физкультурница» М.Г. Манизера, «Девушка с ядром» А.Н. Самохвалова, статуэтки Е.А. Янсон-Манизер, утверждали новый образ женщины, отражали новый стиль жизни и воплощали идеал красоты, включавший в себя хорошо тренированное тело.

Александр Дейнека сам являлся спортсменом, много играл в футбол, занимался плаванием и боксом. Как и многие ОСТовцы, художник стремился передать динамику «века скоростей», но изображая не только машины, поезда и самолеты. Центральную роль он отводил человеку, а одним из важных аспектов современной жизни считал спорт. На выставке тема футбола представлена сразу тремя произведениями А.А. Дейнеки, выполненными в разных техниках: многофигурная композиция из дерева «Футболисты» (1950), рельеф из меди «Футболисты» (1948–1955), а также живописная работа «Вратарь» (1934).


«АРХИТЕКТУРА СТАДИОНОВ»

Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева (Анфилада главного здания)
До 26 августа 2018

В музее архитектуры имени А. В. Щусева хранится уникальная коллекция материалов, раскрывающих почти вековую историю строительства и проектирования стадионов в СССР. Выставка состоит из двух частей – исторической и современной. Архитектурные чертежи вместе с фотографиями реализованных проектов составляют первый – исторический – раздел выставки. В этой части представлена история московского стадиона «Динамо», спортивного ансамбля в Лужниках, ленинградского «Стадиона имени Кирова», спортивных арен в Минске, Ереване, Киеве и других крупнейших городах страны. Проектированием стадионов занимались такие выдающиеся советские архитекторы как Николай Колли, Николай Ладовский, Дмитрий Иофан, Александр Власов и многие другие. Выставка призвана показать эволюцию и многообразие различных типов сооружений – от подковообразных стадионов с двумя игровыми полями, легкоатлетических арен с мототреком до многофункциональных комплексов эпохи модернизма. Куратор выставки – Марк Акопян.

Партнеры и друзья