15 октября 2015 г. Еврейский музей и центр толерантности в сотрудничестве с «Энциклопедией русского авангарда» проведут торжественное открытие новой программы Центра авангарда, куратором которого выступает кандидат искусствоведения, специалист по русскому авангарду Андрей Сарабьянов.
Новая программа включает академический курс по истории и теории авангарда, цикл открытых лекций о литературе авангарда и ряд специальных образовательных проектов. Обновленная концепция Центра авангарда помимо образовательной части, включает издательскую деятельность, выставочные проекты и научные события.
Главное нововведение образовательной программы Центра авангарда – академический курс, дающий возможность получить знания о русском авангарде в объеме, сопоставимом с университетскими программами. Лекции читают известные искусствоведы и специалисты по авангардному искусству – Андрей Сарабьянов, Михаил Алленов, Ирина Арская, Александр Лаврентьев, Нина Геташвили, Ирина Пронина, Александр Якимович, Любовь Пчелкина, Людмила Вострецова и другие. Запись на курс открыта на сайте Еврейского музея до 19 октября. Занятия начнутся с 21 октября и будут проходить в вечернее время по средам.
Посетителей Центра авангарда также ждет цикл открытых лекций об авангардной литературе. Тема выбрана не случайно – в Год литературы почти не говорили о русском литературном авангарде. Лекции будут посвящены футуристической поэзии Маяковского, Каменского, Бурлюка, литературе зауми, авангардной книге, Хлебникову, Хармсу, Введенскому и многим другим темам.
Открытие пройдет в четверг, 15 октября 2015 г., и будет состоять из двух частей – детской и взрослой. Детская программа начнется в 15:00, а торжественное открытие состоится вечером в 19:30. Вход свободный. Присоединиться к событию можно по ссылке https://www.facebook.com/events/1506311976354895/
ПРОГРАММА ОТКРЫТИЯ
Программа Детского центра:
15.00-16.00 Музыкальная школа-студия «Искусство шумов».
Ведущий: Роман Ревуцкий - композитор, саунд-артист.
Юные гости музея смогут создать настоящий футуристический оркестр и пройти своеобразный звуковой путь - от сотворения мира до современности: плеск воды, стук камней, шорох листьев, голос человека - будут соединяться с "пением" фена, блендера и других, привычных и не очень, электрических приборов. В музыкальной школе-студии ребята поймут, что музыку можно создавать не только с помощью традиционных инструментов - музыкой может стать любой звук.
16.30 – 18.00 Арт-класс «Авангард как реакция художественного сознания на научно-технический прогресс».
Ведущий: Елена Хмара - график, руководитель художественнных проектов в галерее Арт-play
В арт-классе ребята смогут конструировать из «случайных» материалов и трансформировать пространство вокруг себя, создавать новую творческую реальность.
Регистрация: http://www.jewish-museum.ru/events/detskaya-programma-na-otkrytie-tsentra-avangarda-3/
Вечерняя программа:
19.30 Сбор гостей. Welcome-drink.
20.00 Public-talk «Прибавочный элемент авангарда. Образовательные практики 20-х годов и современности».
Дискуссия о современном образовании и авангардных школах 1920-х гг., ставших «кузницами нового искусства».
Русский авангард уникален своими образовательными практиками. Авангардные школы не только обучали, но одновременно были и лабораториями и мастерскими, в которых создавались новые формы искусства. Достаточно перечислить такие педагогические феномены как школа Малевича, система «нового видения» Матюшина, школа «мастеров аналитического искусства» Филонова. Были созданы институты, взращивающие творцов авангардного формотворчества: ВХУТЕМАС - ВХУТЕИН, ИНХУК и ГИНХУК.
Для художественного объединения УНОВИС, созданного Малевичем в Витебске, важнейшей основой стала теория прибавочного элемента в живописи, т.е. то новое, что, появляясь в искусстве, меняет его. Однако не стала ли сама система преподавания тем прибавочным элементом, благодаря которому из школы вышел целый ряд сформировавшихся художников и теоретиков – Эль Лисицкий, Чашник, Суетин, Хидекель и другие?
До сих пор педагогические практики русского авангарда оставались на периферии его обсуждения. Современные образовательные подходы также редко попадают в поле зрения научной общественности. Можем ли мы сегодня выделить тот прибавочный элемент, который необходим в современном образовании? Какие практики уже применяются в Школе Родченко, ХПМТ РГГУ, «Свободных мастерских» при ММСИ и других современных художественных школах? Что нужно, чтобы стать художником или куратором сегодня и как на этот вопрос отвечали авангардные школы 1920-х годов?
В обсуждении примут участие: Юрий Аввакумов, Дмитрий Гутов, Дмитрий Брусникин, Егор Кошелев.
Модератор дискуссии: Сергей Хачатуров.
21.00 Музыкальная программа ансамбля солистов «Студии Новой музыки».
Альфред Шнитке. MOZ-ART для двух скрипок
Кшиштоф Пендерецкий. Концертный дуэт для скрипки и контрабаса
Якоб Дракман. Valentine для контрабаса соло
Ярослав Судзиловский. Струнный квартет Enter-NET
Джон Кейдж. Living room для четырех исполнителей на предметах
Регистрация: http://www.jewish-museum.ru/events/otkrytie-novoy-programmy-tsentra-avangarda/