Узнать историю картин и понять тонкости различных направлений авангарда. К выставке «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев» Центр авангарда Еврейского музея совместно с «Энциклопедией русского авангарда» подготовил расширенную образовательную программу.
Цикл открытых лекций построен как обстоятельный комментарий к уникальному материалу выставки. Акцент сделан на понимании художественного языка и логике развития отдельных направлений. А на вступительной лекции куратора выставки Андрея Сарабьянова можно узнать о неожиданных находках и процессе создания масштабного выставочного проекта.
Как шедевры русского авангарда попадали в коллекции провинциальных музеев? Какие малоизвестные художники впервые выставлены вместе с их знаменитыми современниками? Почему Петра Кончаловского считают одним из самым образованных художников своего времени? Ответы на эти и многие другие вопросы будут даны в образовательной программе.
РАСПИСАНИЕ ЛЕКЦИЙ:
26 апреля (вторник), 19:30
АВАНГАРД ВНЕ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ: МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ИМЕНА И РАБОТЫ
Андрей Дмитриевич Сарабьянов
Когда выставка только задумывалась, ее кураторы планировали представить целый ряд малоизвестных художников и работ. Идея заключалась в том, чтобы помимо авангардистов первого ряда показать и другие, не менее талантливые и значимые для авангардного искусства фигуры. Так в итоге и произошло, при этом в ходе работы над выставкой было открыто несколько новых имен.
17 мая (вторник), 19:30
ОЛЬГА РОЗАНОВА: «БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ» И ЕГО ДАМА
Нина Альбертовна Гурьянова
Около 1915 года Розанова создаёт живописную серию «Игральные карты». Серия цветных гравюр на ту же тему была сделана в 1914 и опубликована в 1915 году в «Заумной гниге» Кручёных и Алягрова. Одна из активнейших членов объединений «Союз молодежи» и «Бубновый валет». Пройдя несколько направлений авангарда, через супрематизм она вышла к цветописи, значительно опередив и предвосхитив развитие абстрактного искусства.
22 мая (воскресенье), 14:30
ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ В РОССИИ
Наталья Борисовна Автономова
В 1896 году Кандинский отказался от научной карьеры в области юриспруденции и в конце года уехал в Мюнхен, чтобы заняться живописью. Обучаясь в Европе, он сформировался как художник. С началом Первой мировой войны Кандинский был вынужден покинуть Германию и через Швейцарию вернулся в Россию.
29 мая (воскресенье), 14:30
МЕТОД ПЕТРА КОНЧАЛОВСКОГО: СОЕДИНЯЯ ВОСТОК И ЗАПАД
Нина Викторовна Геташвили
Петр Кончаловский принадлежал к наиболее образованным художникам русского авангарда. Он относительно рано выработал собственный стиль, в котором приёмы фовистов соединяются с присущей русскому примитивизму опорой на национальную традицию и близостью к народному мышлению.
5 июня (воскресенье), 14:30
НАРОДНЫЙ АВАНГАРД МИХАИЛА ЛАРИОНОВА
Екатерина Александровна Бобринская
Примитивистский период творчества Ларионова начался с серии «прогулок» – изображений «бульварных» сцен колоритной жизни южных провинциальных городов, франтов и франтих. Вслед за «провинциальной» последовала серия «парикмахерских» картин, длившаяся до начала 1910-х. Этот прием снижения стал одной из характерных черт творчества Ларионова.
9 июня (четверг), 19:30
ЛЮБОВЬ ПОПОВА. ДВИЖЕНИЕ, ВРЕМЯ, ПРОСТРАНСТВО
Андрей Дмитриевич Сарабьянов
Попова приходит к своему собственному варианту беспредметной живописи, в котором динамически сочетались традиционные принципы древнерусской живописи (плоскостность, линейность) и новаторские направления авангарда, такие как супрематизм. Такого рода композиции получают название «живописных архитектоник».
Полная программа образовательных событий к выставке «До востребования» на сайте Еврейского музея и центра толерантности http://www.jewish-museum.ru/avant-garde-center/programms/programma-meropriyatiy-v-ramkakh-vystavki-do-vostrebovaniya-kollektsii-russkogo-avangarda-iz-regiona/