«Литература на свободе». Цикл открытых лекций о литературе русского авангарда

1 / 2
2 / 2

С 1 ноября 2015 г. в рамках новой программы Центра авангарда Еврейского музея, разработанной совместно с «Энциклопедией русского авангарда», проходит цикл открытых лекций об авангардной литературе 10-30-х годов ХХ в. Тема выбрана не случайно – в Год литературы почти не говорили о русском литературном авангарде.

Лекции посвящены футуристической поэзии Маяковского, Каменского, Бурлюка, литературе зауми, авангардной книге, Хлебникову, Хармсу, Введенскому и многим другим темам. От истоков футуристического движения и его отличительных черт в России, до творчества ключевых фигур авангардной литературы.

«Живопись и поэзия первые осознали свою свободу» – с этого утверждения ведет начало кубофутуризм, уникальное культурное явление, объединившее литературу и изобразительное искусство в поисках «самовитого слова». Лекции посвящены поэтам и художникам, манифестам, литературным объединениям и обществам, той литературе, которая была вычеркнута из советской истории, но вернулась в современность и становится объектом пристального изучения.

Лекции проходят по воскресеньям в Центре авангарда Еврейского музея (ул. Образцова, 11, стр. 1А). Начало в 14:00. Вход свободный.


ПРОГРАММА:

1 ноября 2015 г.
Футуристическая поэзия. Будетляне-кубофутуристы.

В 1910 г. вышел сборник «Садок судей», о котором футуристы писали: «В этой книжке, напечатанной на обоях, впервые был указан новый путь поэтического творчества». Пик деятельности будетлян – книги «самописьма», спектакли «Первого в мире театра футуристов» и «Великая футурналья» – выступления в городах России зимой 1913-1914 гг. Особое внимание в лекции будет уделено поэзии Давида Бурлюка (цикл «Доитель изнуренных жаб»), Василия Каменского («Железобетонные поэмы»), Владимира Маяковского («Ночь», «Утро», трагедия «Владимир Маяковский»).

Лектор:
Терёхина Вера Николаевна – доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы имени А. М. Горького РАН. Один из авторов «Энциклопедии русского авангарда».


8 ноября 2015 г.
Поэзия и живопись футуристов. Слово, образ и речь.

Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардными направлениями живописи. Стремясь к синтезу искусств и преодолению границ между жанрами, футуристы изучали и использовали новые возможности живописи. Хлебников, Каменский, Маяковский, Гуро, Крученых, Бурлюки помимо новаторской литературы создавали живописные и графические произведения. В то же время многие художники-авангардисты, такие как Гончарова, Ларионов, Экстер, Малевич, Филонов и другие, писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы.

Лектор:
Гурьянова Нина Альбертовна – кандидат искусствоведения, историк русского авангарда, доктор философии Колумбийского университета, преподаватель Северо-Западного университета (Чикаго). Читает лекции в университетах и музеях по всему миру. Живёт в Эванстоне (США). Автор ряда публикаций и монографий по искусству русского авангарда.


15 ноября 2015 г.
Маяковский: от книги футуристической к книге конструктивистской

Футуристические эксперименты в сфере «книгоделания» сыграли важную роль и, несомненно, повлияли на все последующее развитие искусства оформления книги. До 1917 года футуризм замышлял переустройство жизни, подразумевавшее и создание новой книги. После революции пафос жизнестроительства обострился, но превратился из личного императива в коллективный. Это привело к радикальной смене подходов к книжному оформлению. История прижизненных изданий В. Маяковского позволяет проследить, как поэтический мир автора отражается в его изданиях и попытаться установить соответствие между типами поэтических текстов и типами изданий, в которых эти тексты воплощались.

Лектор:
Антипова Галина Александровна – старший научный сотрудник Государственного музея В. В. Маяковского

Вход свободный, регистрация по ссылке: http://goo.gl/QfBqeO


22 ноября 2015 г.
Поэзия Велимира Хлебникова

Велимир Хлебников – основоположник русского футуризма, реформатор поэтического языка, – одна из самых ярких фигур отечественного авангарда. Сама его жизнь впоследствии стала восприниматься как произведение искусства. «Был он, коротко говоря, наибольшим мировым поэтом нынешнего века», – писал Роман Якобсон. Поиск новых средств выразительности, стремление к переоценке ценностей в искусстве, создание нового живописного и поэтического языка, интерес к материалу и фактуре, идея «сдвига», установка на эпатаж – эти черты, стали основополагающими для поэтов и художников, называвших себя «будетлянами» (людьми будущего) и футуристами. Лекция посвящена ключевым идеям и открытиям Хлебникова в области языка и поэзии в контексте раннего русского авангарда.

Лектор:

Екатерина Лазарева – кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, занимается русским и зарубежным искусством ХХ - ХХI века, специалист по итальянскому футуризму и русскому авангарду.

Вход свободный, регистрация по ссылке: http://goo.gl/X47pK6


Присоединиться к образовательному циклу и следить за всеми анонсами можно по ссылке https://www.facebook.com/events/1644850839110665/

1 ноября 2015 20 декабря 2015

Начало

14.00

Партнеры и друзья