Витебская художественная школа

Понятие, не имеющее в настоящее время строгого научного определения, но являющееся устойчивым термином. В белорусском искусствоведении используется чаще всего для обозначения местной традиции художественного образования, связанной с искусством Витебска в широком временном диапазоне с конца XIX века до начала Великой Отечественной вой­ны. С 1990-х предпринимаются попытки осмысления послевоенного и современного постмодернистского искусства Витебска в русле этой традиции. В российских исследованиях, как правило, в наибольшей степени привлекает внимание период, связанный с художественной жизнью города в период с 1918, когда по инициативе М.З.Шагала было образовано ВНХУ, и до 1922 – момента отъезда К.С.Малевича с учениками в Петроград. В этот период, который часто ­называют «­витебским ренессансом» и более определённо – «витебским супрематическим ренессансом» (последнее определение предложено Е.Ф.Ковтуном), Витебск становится центром художественного авангарда. Однако становление витебского художественного образования началось несколько ранее, а именно с создания в 1897 частной школы рисования и живописи Ю.М.Пэна, основанной на академических принципах. Многие ученики школы продолжили образование в художественных центрах Европы и России, где культивировались более свободные системы преподавания, и в дальнейшем сыграли важную роль в укреплении местной художественной традиции.

Автор статьи: А.Г.Лисов