Группа, организованная учениками и последователями К.С.Малевича в ВНХУ. В январе 1920 сторонники Малевича основали объединение «Молпосновис» («Молодые последователи нового искусства»). Через несколько дней, приняв более старших по возрасту членов, объединение изменило название на «Посновис», с 14 февраля оно стало называться «Уновис» («Утвердители нового искусства»). Ядро возглавляемой Малевичем группы насчитывало около 40 человек (среди них ‒ А.С.Векслер, М.С.Векслер, И.Т.Гаврис, Э.И.Гурович, В.М.Ермолаева, Л.Л.Зуперман, Н.И.Иванова, Н.О.Коган, Л.М.Лисицкий, Е.М.Магарил, В.Носков, Г.И.Носков, М.И.Носков, Е.М.Рояк, Д.Н.Санников, Н.М.Суетин, Л.М.Хидекель, М.В.Цейтлин, Л.О.Циперсон, И.Г.Чашник, И.И.Червинко, Л.А.Юдин).
Уновис задумывался как «партия супрематизма», ядро реформаторского движения, провозгласившего супрематическую систему не только ведущим новаторским художественным течением, но и жизнестроительной программой. Утопический проект экспансии эстетики супрематизма в общественную реальность был главным постулатом партийной идеологии Уновиса.
Были выработаны устав и программа, учреждён творком – творческий комитет, куда помимо постоянных членов ‒ Малевича, Ермолаевой и Коган – попеременно избирались наиболее активные члены группы (Хидекель, Чашник, Суетин, Червинко и другие), введены специальные атрибуты ‒ чёрные квадраты, нашивавшиеся на рукава пиджаков, специальная печать в виде чёрного квадрата. Для вступления в Уновис заполнялась специальная анкета. Функции пропаганды деятельности Уновиса выполняли малотиражные печатные издания, выпускавшиеся литографским или машинописным способом (листовки, стенгазеты, самодельные журналы). Издания и выставки сопровождались лозунгами; среди них одним из самых распространённых был «Ниспровержение старого мира искусств да будет вычерчено на ваших ладонях!».
В основу уновисской идеологии была положена идея коллективного творчества: совместно осуществлялась работа по супрематическому оформлению городской среды; на выставках работы группы экспонировались анонимно в качестве коллективного экспоната под общими лозунгами Уновиса.
Уновис развернул свою деятельность одновременно в нескольких направлениях, взяв на себя культурную инициативу и в рамках учебного заведения, и в художественной и общественной жизни Витебска в целом. Внутри училища группа выделилась в наиболее активную структуру, реализуя педагогическую программу Малевича по воспитанию художников новой формации (Уновис неоднократно заявлял о том, что его мастерские должны служить не только примером педагогической системы, но и моделью творческого коллектива новаторов). Одной из важнейших миссий Уновис считал перенос художественной системы супрематизма из области чистого искусства в оформление среды. Творческая деятельность Уновиса включала в себя как станковые эксперименты (в них больше проявлялись индивидуальные поиски членов группы), так и оформительскую работу, основанную на «коллективном», «общеуновисском» стиле (несколько унифицированном и адаптированном для дизайнерских целей супрематизме с ярко выраженным стилеобразующим началом).
В течение 1920‒1922 по заказу местных властей уновисцы выполнили супрематические панно, декорирующие фасады зданий, праздничные знамёна и трибуны ораторов, супрематическую роспись трамваев. Уновисом было сделано праздничное оформление Витебского Большого театра для торжественного заседания делегатов и рабочих городского комитета по борьбе с безработицей, декорирование города к 1 Мая 1920. Под руководством Малевича изготавливались опытные образцы супрематических тканей. Для МПО (Малого потребительского общества) уновисцы разработали супрематические вывески. Заказы на плакаты и обложки брошюр, выпускаемые местным издательством, давали Уновису возможность экспериментировать в области полиграфии.
В качестве творческого объединения Уновис устраивал выставки в Витебске и Москве, а также экспонировал работы ряда своих членов на Первой русской художественной выставке в Берлине (1922).
Своей непременной обязанностью Уновис считал общественную деятельность, связанную с пропагандой новых форм искусства: митинги, лекции, спектакли. 6 февраля 1920 Уновис (тогда ещё Посновис) выступил с митингом и двумя спектаклями – «Победой над Солнцем» и «Супрематическим балетом». «Победа над Солнцем» была поставлена в декорациях и костюмах Ермолаевой; «Супрематический балет» был задуман и реализован Коган. В 1920–1921 Лисицкий разработал проект версии «Победы над Солнцем» как электромеханического представления. Постановка Лисицкого так и не была осуществлена.
В 1920‒1921 Уновис объявил о создании своих отделений в Оренбурге (см.: Уновис. Оренбургский филиал), Самаре, Смоленске Перми, Екатеринбурге, Саратове и Одессе. Анонсируя филиалы, группа большей частью выдавала желаемое за действительное: региональные отделения, возникшие на базе художественных студий или СХМ, где в основном преподавали бывшие ученики Малевича в ГСХМ, как правило, были очень немногочисленны по составу. Организация отделений не всегда подразумевала их соответствие программе витебского Уновиса и часто означала лишь общую ориентацию на левое искусство. Многим из этих условных филиалов такой статус был присвоен Малевичем авансом, на основании наличия 1‒2 реальных последователей. В действительности можно говорить лишь о Московском, Смоленском и Оренбургском отделениях, находившихся в тесном контакте с Малевичем и следовавших его установкам (однако и эти отделения состояли из нескольких человек).
Самарское отделение представлял Г.Г.Ряжский, увлекавшийся в это время супрематизмом, Оренбургское ‒ И.А.Кудряшов, Смоленское ‒ В.М.Стржеминский. В Москве представителями Уновиса некоторое время были Г.Г.Клуцис и С.Я.Сенькин. Представителем Одесского филиала, видимо, считалась Н.М.Давыдова (соратница Малевича по художественной деятельности в Москве в 1915, член общества «Супремус»), жившая в 1920‒1921 в Одессе. Екатеринбургское отделение скорее всего было представлено тем же Сенькиным, часть 1920 проработавшим в Екатеринбурге. Филиал в Перми (сформировавшийся по примеру Уновиса как левое отделение Пермских ГСХМ) состоял из художника П.И.Субботина-Пермяка (уполномоченного по мастерским) и группы студентов, воодушевлённых встречей с Малевичем на Первой Всероссийской конференции учащих и учащихся ГСХМ в июне 1920 и стремящихся к утверждению нового искусства. Своим филиалом Уновис также считал левое отделение СХМ в Саратове (см.: Саратовские Свомас), где преподавали Д.Е.Загоскин и В.М.Юстицкий, увлечённые в это время левым искусством и познакомившиеся с идеями Уновиса на той же конференции.
Известно также, что Малевич призывал А.Е.Кручёных создать Уновис в Баку, однако, солидаризируясь с Малевичем в целом, Кручёных предпочитал продвигать собственные идеи.
Витебский Уновис просуществовал до лета 1922. Декларированная уновисцами монополия на репрезентацию современного искусства вызывала недовольство властей, выражавшееся в отсутствии поддержки и даже в ряде репрессивных мер в отношении группы Малевича, что привело к вытеснению Уновиса из общественной жизни города. Летом 1922 Малевич и большинство уновисцев уехали в Петроград.
Последний раз уновисцы как единый коллектив выступили на Выставке картин петроградских художников всех направлений в 1923. В течение 1923–1924 иллюзия существования Уновиса ещё сохранялась. Были планы по упрочению статуса группы в Петрограде и изданию журнала. Но в целом Уновис продолжал считаться группой скорее по инерции, распавшись и как художественный коллектив, и как партия. Ряд уновисцев отошёл от общих дел или продемонстрировал тяготение к более умеренным реформам в искусстве. Но эти расхождения не затронули основу взаимоотношений Малевича с учениками. Совместная работа бывших уновисцев продолжилась в Гинхуке, открыв новую страницу педагогической и художественной деятельности Малевича.