Яркой приметой времени начала второго десятилетия ХХ века стало возобновление выставок живописи и графики в Вятке. Особое место в формировании культурной жизни уездных городов Вятской губернии 1920-х годов сыграли три художественные выставки в Советске (вторая и третья были передвижными). Грандиозную работу по их организации осуществляли архитектор Е.В.Медведев, окончивший Варшавский политехнический институт (Анкета Медведева Е.В. ГАКО. Ф.1163. Оп.1. Ед.хр. 34. Л.40–41), и С.Д.Якимов, школьный работник, получивший образование в Петроградском политехническом институте (ОПИ ГИМ. Ф.54. Д.713. Л.87).
Каждая выставка в городе Советске сопровождалась изданием небольшого каталога. Первая выставка была открыта 18 апреля 1920 года, в ней участвовало 19 вятских художников, представлено 144 произведения.
Вторая художественная выставка открылась осенью 1920 года. По количеству экспонатов и кругу участников она ненамного превзошла первую: 28 экспонентов и 195 произведений. Большое место в экспозиции уделялось произведениям художников из Казани. Выставку удалось показать любителям искусства в Яранске.
Наиболее уникальной по представленным экспонатам, масштабной по числу участников и количеству работ оказалась третья передвижная художественная выставка Советского районного подотдела Главмузея, которая проходила в октябре – декабре 1921 года: экспонентов – 62, произведений – 322.
Работы для выставки, кроме Медведева и Якимова, местная инициативная группа собирала в Вятке, Москве и Петрограде, Н.Новгороде, Казани (ГАКО. Ф.1163. Оп.1. Д.21. С.12). Планировалось показать её в городах Вятской губернии: Советске, Яранске, Царево-Санчурске, Малмыже, Уржуме, Нолинске, Вятке.
На приглашение участвовать в выставке откликнулось большинство казанских художников, много экспонатов поступило из Москвы от объединения «Мир искусства» (61), Главмузея (20), Левой ассоциации художников (24). Графические работы во всём разнообразии техник преобладали над живописными.
Произведения, показанные на выставке, ошеломили своей новизной и необычностью. В экспозиции рядом были представлены такие разноплановые мастера, как А.Древин и В.Кандинский, Я.Паин и Н.Удальцова, А.Родченко и И.Машков, В.Степанова и Д.Штеренберг.
Несколько обособленно смотрелись на выставке работы С.Колесникова, Е.Кругликовой, Г.Лазарева, С.Малютина, Н.Синезубова, Ф.Федоровского, А.Якимченко. Наконец, полно и разнопланово выступили пятнадцать художников из Казани: В.Вильковиская, Д.Мощевитин, А.Платунова, И.Плещинский, К.Чеботарев, Н.Фешин и другие.
В предисловии к каталогу устроители писали: «Пусть посетители выставки не подходят предвзято и недоверчиво к чуждым им произведениям, кто идёт впереди, не имеет времени оглядываться назад и не должен заботиться об отстающих, – заря впереди зовёт неустанно всех поверивших в неё. Может быть, эта третья выставка, <…> включающая в себя и московских мастеров, полнее представит русское искусство в его современности…» (Каталог 3-ей художественной передвижной выставки Советского районного подотдела Главмузея. Советск. 1921. С.7). Третья выставка проработала в октябре в городе Советске, в ноябре в – Яранске и «с переходом на нэп застряла в Яранске» (ГАКО. Ф.1163. Оп.1. Ед.хр.34. Л.10).
Выставку в Яранске посетило 2666 лиц (среди них 30 экскурсий) по преимуществу из жителей города, «посещаемость же её местным крестьянством из-за бездорожья, голода в уезде и, пожалуй, малой доступности её для понимания, была весьма слаба» (ГАКО. Ф.1163. Оп.1. Д.15. С.28). Тем не менее, для Яранска – это достаточно большое количество посетителей.
Следует отметить, что третья выставка в Советске стала последней художественной выставкой в этом городе, выставочная деятельность прервалась на долгие годы. Возможно, это связано с отъездом из Советска в Петроград её главного устроителя – Е.В.Медведева.
В тяжёлые и страшные годы разрухи, коллективизации, репрессий, когда перед людьми стояла задача выживания, сотрудники музея искусства и старины в небольшой слободе занимались организацией крупных выставок, лекций по истории искусства, которые привлекли внимание местного населения. Они сыграли в жизни города важную просветительскую роль.
Только в 1965 году 77 произведений из 322 были переданы из Яранска в Кировский областной художественный музей, а небольшая часть так и осталась в этом городе.
В 2020 году в Ельцин Центре совместно с «Энциклопедией русского авангарда» состоялась выставка-реконструкция «Авангард. На телеге в XXI век», которая продемонстрировала историю беспрецедентного для провинциальных городов показа современного искусства в России. В выставке приняли участие почти полторы сотни произведений, которые экспонировались в 1921 году в Советске, из собраний Вятского художественного музея, Яранского краеведческого музея и Слободского краеведческого музея.
Литература:
- Авангард. На телеге в XXI век. Екатеринбург. Ельцин Центр. 2020–2021 [Каталог выставки] Кураторы: Андрей Сарабьянов, Наталья Мюррей, Анна Шакина. Екатеринбург. 2020.