Литературно-художественный сборник участников группы «Гилея», опубликованный в марте 1913 издателями Г.Л.Кузьминым и С.Д.Долинским (см.: Издания Г.Л.Кузьмина и С.Д.Долинского) (Требник троих. Хлебников. Маяковский. Бурлюк. Сб. стихов и рисунков. М., 1913. тираж 1100 экз.). Б.К.Лившиц отметил, что это был «собственно “Требник четырёх”, ибо даже если не принимать в расчёт Владимира Бурлюка и Татлина, иллюстрировавших сборник, то Давида и Николая никак нельзя было объявить одним лицом» (Б.К.Лившиц. Полутораглазый стрелец. Л., 1933. С.135–136). На последней странице, указывая имена авторов, Д.Д.Бурлюк нашёл своеобразный выход из этого положения – он объединил инициалы своего имени и имени брата в одно целое – «Д.Н.Бурлюк».
Сборник открывала подборка словотворческих опытов В.В.Хлебникова, предварявшаяся двумя его профильными изображениями. Первый рисунок исполнен В.В.Маяковским и является одним из лучших в иконографии поэта: копна волос, напоминающая птичий хохолок, острая линия носа, взметнувшаяся дугой бровь, выпяченная вперёд верхняя губа – доносят до нас знаменитый «птицеподобный» облик «Короля Времени». Автор второго изображения, силуэтного, – Надежда Бурлюк, по легенде, выполнила его, обведя тень от профиля поэта на листе бумаги.



Маяковский выступил не только автором, но и иллюстратором своих произведений («Читайте железные книги…»). Пластической цельностью выделялись в сборнике рисунки В.Е.Татлина – две иллюстрации к стихотворениям Маяковского («Читайте железные книги…») и Д.Бурлюка («Закат маляр широкой кистью…») и выразительный профильный портрет В.Д.Бурлюка в фуражке. Кроме указанных выше, также были помещены портреты: Д.Бурлюка и Маяковского (работы В.Бурлюка), Владимира Бурлюка, Николая Бурлюка и Маяковского, исполненные Д.Бурлюком. Последний портрет, запечатлевший Маяковского в состоянии внутренней сосредоточенности, а не в привычном образе «поэта-бунтаря», особенно запомнился современникам. Вот отзыв С.Д.Спасского о нём: «… там был портрет Маяковского, – набросок, сделанный <...> Бурлюком <...> молодой человек с закинутыми назад волосами, кстати сказать, одно из самых непохожих изображений» (С.Спасский. Маяковский и его спутники. Л., 1940. С.13). Именно его поместил на обложку первого критического этюда о поэте А.Е.Кручёных (А.Кручёных. Стихи Маяковского: Выпыт [СПб.], ЕУЫ, 1914). Завершает сборник подборка из четырёх рисунков Д.Бурлюка с изображениями «толстых голых баб во всех поворотах» (А.Кручёных. Наш выход. М., 1996. С.84), выполненных в примитивистской манере. Все рисунки в сборнике воспроизведены литографским способом.
Литература:
- Н.С.Rec. // Столичная молва. 1913, 25 марта;
- S.Compton. The World Backwards: Russian Futurist Books, 1912–1916. L., 1978;
- E.F.Kowtun. Die Wiedergeburt der künstlerischen Druckgraphik. Dresden, 1984;
- Б.Калаушин. Бурлюк. Цвет и рифма. Кн.1. СПб., [1999];
- В.Ф.Марков. История русского футуризма. СПб., 2000;
- Поляков 2007;
- Крусанов. Т.I. Кн.1.;