«Союз молодёжи»

Петербург. 1910–1919

Первое зарегистрированное объединение художников авангарда.

Общество художников «Союз молодёжи» (в ранних записях именовалось также Товариществом художников) начало организовываться в Петербурге в апреле 1909, после закрытия выставки «Импрессионисты». Инициаторами его создания были участники выставки – члены Художественно-психологической группы Н.И.Кульбина «Треугольник» – И.С.Школьник, Э.К.Спандиков, В.И.Быстренин, М.В.Матюшин, Е.Г.Гуро, С.Я.Шлейфер и другие. Спандиков упоминает в их числе также А.И.Балльера, чьё имя не отражено в ранних документах (деятельность «Союза молодёжи» фрагментарно документирована с ноября 1909). Причины раскола в группе Кульбина не ясны в деталях, но очевидно, что часть её членов не видела перспективы в дальнейших камерных выступлениях полутора десятков художников с несформулированной объединяющей эстетической программой. Так, Матюшин позднее назвал причиной ухода из общества «Треугольник» несогласие «наиболее активных участников» с «эклектичностью, декадентством и врубелизмом» Кульбина (М.Матюшин. Русские кубофутуристы // Харджиев 1997. Т.I. С.156). Спандиков оставил сходные по смыслу ремарки о «малой обоснованности теоретических стремлений» Кульбина, добавив, что «спешность и непроверенность делали работу с ним почти невозможной» (ОР ГРМ. Ф.121. Д.86. Рукопись).

Афиша диспутов «Союза молодёжи». Петербург. 1913
О.В.Розанова. Афиша к спектаклям Театра футуристов в «Луна-парке». Петербург. 1913
0 / 0

«Союз молодёжи» уже на этапе становления был открыт всем стилевым инновациям и планировался как тотальный проект, объединяющий неакадемических художников. В дальнейшем такая политика сохранялась как основа стратегии «Союза молодёжи». К сотрудничеству на первых порах приглашались многие, в том числе те, кто участником акций «Союза молодёжи» не стал: Микалоюс Чюрлёнис, В.И.Денисов, Б.И.Анисфельд, И.И.Бродский, Натан Именитов, И.В.Жолтовский, В.А.Щуко, А.Е.Карёв, Вс.А.Дмитриев, Н.А.Шмит, В.И.Козлинский (вышедший из «Союза молодёжи» до открытия первой выставки), В.Н.Кучумов, А.А.Рубцов и другие. Стремление консолидировать всех модернистов, создав из них единый «фронт», в значительной мере связано со спецификой Петербурга, с его сильными позициями художников круга «Мира искусства», чьи произведения принимались столичной публикой и критикой как передовой рубеж искусства. (Впоследствии полемика с мирискусниками инспирирует многие тексты, вышедшие из среды «Союза молодёжи».)

Первый состав комитета в списке от 8 ноября 1909: Матюшин, Гуро, Спандиков, Школьник, Р.В.Воинов, Быстренин, А.Ф.Гауш, Шлейфер. Кроме них, в самом раннем списке членов общества от 8 января 1910 – З.Я.Матвеева-Мостова, П.И.Львов, Г.Е.Верховский, Л.И.Жевержеев, К.И.Евсеев, С.И.Бодуэн де Куртенэ. Официальными учредителями «Союза молодёжи» должны были стать имевшие прочное общественное положение Матюшин, Спандиков и Воинов. Однако в начале 1910, из-за споров о взносах на аренду мастерской (набережная р. Карповки, 25), о сроках и составе выставки, из «Союза молодёжи» вышел стремившийся к лидерству Матюшин вместе с Гуро и близкими к ним Н.И.Любавиной и Мостовой, а также Воинов. Учредителей пришлось спешно менять: ими стали «присяжный поверенный» Спандиков, «крестьянин» Быстренин и «потомственный почётный гражданин» Жевержеев. В конце января 1910 на средства Жевержеева снимается новая мастерская (Замятин переулок, 3). Примерно тогда же в «Союз молодёжи» вступает В.И.Матвей. Он и Львов позднее пригласили в «Союз молодёжи» соучеников по ВХУ – П.Н.Филонова, К.В.Дыдышко, С.А.Нагубникова, В.Д.Бубнову, А.В.Уханову, Л.Я.Мительмана и других. Был принят устав, первый параграф которого, формулирующий цели объединения, в сокращении печатался во «Всём Петербурге» с 1910 по 1914: «ознакомление с современными течениями в искусстве, развитие эстетических вкусов путём совместных занятий рисованием и живописью». По уставу общество существовало на ежемесячные членские взносы в 1 рубль (нет сведений, что после приглашения Жевержеева они выплачивались кем-либо), возглавлялось правлением, однако важнейшие вопросы, в том числе о выборе правления и приёме новых членов, решались общим собранием. 16 февраля 1910 «Союз молодёжи» был внесён в реестр обществ Санкт-Петербурга, опередив следующее официально зарегистрированное общество художников авангарда – «Бубновый валет» – более чем на полтора года. Первым председателем «Союза молодёжи» стал Спандиков (1910–1913), с января 1913 – Жевержеев, ранее бывший казначеем. Бессменный секретарь общества – Школьник. Бескорыстное финансирование Жевержеевым сделало возможным в продолжении четырёх насыщенных лет реализацию программы общества по консолидации сил нового искусства, начавшуюся с организации первой выставки. Всего в течение 1910–1914 «Союзом молодёжи» было организовано семь выставок: пять – в Петербурге, по одной – в Риге и Москве, собравших не менее 84 художников-новаторов Москвы, Петербурга и других городов, включая участников «Ослиного хвоста» и «Бубнового валета».

27 января 1911 осуществлён первый театральный проект «Союза молодёжи» – «Хоромные действа» в постановке М.М.Бонч-Томашевского (театральный зал школы им. А.С.Суворина). Действа состояли из двух частей: спектакля «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа» (сценография Е.Я.Сагайдачного, М.В.Ле-Дантю, бывшего также автором грима и бутафории, и Спандикова) и «Хороводных причуд с публикой», для которых один этаж школы был полностью декорирован Гаушем, Школьником, Верховским, Шлейфером и Бодуэн де Куртенэ. Были исполнены костюмы для публики, участвовавшей в «причудах» (эскизы не сохранились). Декораторы отбирались по конкурсу из членов «Союза молодёжи». Играли непрофессиональные актёры, в том числе и художники «Союза молодёжи» – Сагайдачный, Жевержеев, Шлейфер, Спандиков. Эскизы костюмов, оформления спектакля и интерьеров – как осуществлённые, так и нереализованные – вошли в коллекцию Жевержеева и находятся ныне в СПбГМТиМИ. «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа» был новаторским спектаклем и режиссёрски, и сценографически: действие выносилось в зал и шло на трёх игровых площадках среди зрителей, к которым постоянно апеллировали актёры. Костюмы и грим были лубочными, в духе ярмарочных представлений. Знаток театра Жевержеев провёл грамотную рекламную кампанию и пригласил на представление цвет художественных и литературных кругов. Смелая интерпретация поэтики балагана была одобрена критикой как удивительная, но уместная при постановке народной драмы, и последовавшие рецензии послужили к известности «Союза молодёжи» даже более, чем первая выставка общества. Следующая постановка осуществлялась на средства Гауша, что породило слухи о раздорах внутри «Союза молодёжи» («От вечеров Жевержеев отказался и меценатом у них сейчас Гауш, не знаю, кто будет устроителем выставки <...> так как там у них идут сильные раздоры, то этот момент можно было бы использовать в нашу пользу, то есть в пользу Москвы». – В.Е.Татлин. Письмо М.Ф.Ларионову. 14 февраля 1911 // Эксперимент. 1999. Т. 5. С.28). Двухчастное представление «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа» и «Ревнивый старик» Сервантеса 17–20 февраля на сцене Дома интермедий (Галерная ул., 33) в сценографии Гауша и Г.Е.Верховского почти не нашло отражения в прессе по несчастливому совпадению: в те же дни отмечалось 50-летие отмены крепостного права, и юбилею были отданы все газетные полосы.

С первого года существования в планы «Союза молодёжи» входило установление контактов с европейскими художниками – сначала финскими и шведскими, затем немецкими. В 1911 делегация «Союза молодёжи» (Спандиков, Школьник, Филонов, Шлейфер) ездила в Стокгольм и Гельсингфорс, в Финляндию на рубеже 1912–1913 был делегирован Шлейфер. Летом 1912 Матвей, командированный во Францию и в Германию, вёл переговоры с Францем Марком, Габриэлой Мюнтер, В.В.Кандинским, встречался с Хервартом Вальденом. Целью поездок было не только осуществление совместных выставок в продолжение традиций салонов «Золотого руна» и В.А.Издебского, но прежде всего получение картин и изданий для двух главных начинаний «Союза молодёжи», оставшихся незавершёнными – первого в мире Музея современного искусства и библиотеки по неакадемическому искусству (восточному, народному и актуальному европейскому), включающей каталоги текущих выставок и периодические издания – такие, например, как «Der Sturm». Среди нереализованных планов было и создание театра-кабаре.

Постоянным на протяжении 1910 – весны 1913 было взаимодействие с М.Ф.Ларионовым и художниками его орбиты влияния, неуклонно осложнявшееся стремлением Ларионова к получению различного рода выгод от «Союза молодёжи», а также принципиальной позицией общества предоставлять выставочную площадку любому новатору, вне зависимости от принадлежности к той или иной группировке, что распространялось и на недружественных Ларионову художников, в том числе членов «Бубнового валета».

Важнейшим проектом для истории русского авангарда стала серия из шести диспутов в январе 1912 – ноябре 1913, организованных «Союзом молодёжи» в Троицком театре миниатюр, незадолго до того выстроенном на участке, принадлежавшем Жевержееву и примыкавшем к его дому. Такая форма обсуждения путей нового искусства и его пропаганды была впервые предложены именно «Союзом молодёжи», чей первый диспут прошёл на месяц раньше диспута, организованного «Бубновым валетом». В 1912 диспуты состоялись 18 января (на лекции С.П.Боброва «Основы новой русской живописи. Русский пуризм») и 20 ноября (на выступлениях Д.Д.Бурлюка «Что такое кубизм» и В.В.Маяковского «О новейшей русской поэзии»); в 1913 – 23 марта («О современной живописи»; доклады Д.Бурлюка и К.С.Малевича), 24 марта («О новейшей русской литературе»; выступали Д.Бурлюк, Н.Бурлюк, Маяковский, А.Е.Кручёных), 2 мая (после лекции А.В.Грищенко «Русская живопись в связи с Византией и Западом»), 20 ноября («О новейшей русской литературе», выступали Д.Бурлюк, Кручёных, Маяковский). На том же диспуте, первоначально названном «Поэты футуристы (о вчера, о сегодня, о завтра)», должен был выступать и Грищенко с докладом «Художник Пабло Пикассо. Три момента в его творчестве» с подразделами «Искания. Кубизм. Футуризм», однако это выступление не состоялось (Черновая программа вечера: ОР ГРМ. Ф.121. Д.13. Л.39–39 об.). Если лекция Грищенко 2 мая не вызвала интереса публики и принесла значительные убытки, то диспуты с участием Бурлюков, Малевича и Маяковского прошли при заполненном до отказа заде Троицкого театра и получили бурный отклик в аудитории и прессе. В феврале 1913 Ларионов предполагал участвовать в диспуте «О современной живописи» с докладом о лучизме (машинопись «Обзор движения искусства за последнее время». ОР ГРМ. Ф.121. Д.13. Л.2–2 об.), но уже в начале марта 1913 выступать отказался, объявив войну «Союзу молодёжи», и с этой поры сотрудничество с Ларионовым прекратилось.

В продолжение традиции публичных выступлений Н.Бурлюк должен был прочитать в Троицком театре (во время работы последней выставки, в ноябре–декабре 1913) реферат «Филонов – завершитель психологического интимизма», но нет подтверждений, что это выступление состоялось (недатированная рукопись программы. ОР ГРМ. Ф.121. Д.13).

В апреле 1912 «Союз молодёжи» начал издавать первое в России периодическое издание, посвящённое современному искусству, – одноимённый сборник «Союз молодёжи». Общий тираж выпущенных в 1912–1913 трёх номеров составил 1,5 тыс. экземпляров. В них были напечатаны основополагающие статьи Вл.Маркова (В.И.Матвея) «Принципы нового искусства», О.В.Розановой «Основы нового творчества и причины его непонимания», а также тексты из современных европейских каталогов, переведённые на русский язык силами «Союза молодёжи». Третий номер сборника включал произведения литераторов группы «Гилея» (вошедшей как поэтическая секция в состав «Союза молодёжи» в марте 1913) – в продолжение сотрудничества, начатого в диспутах. В издательстве «Союза молодёжи» на средства общества в 1913–1914 были изданы книги Матвея «Принципы творчества в пластических искусствах. Фактура», «Свирель Китая» (в соавторстве с В.К.Егорьевым), «Искусство острова Пасхи». В 1919 (уже после смерти Матвея) в издательстве Отдела Изо НКП вышла книга «Искусство негров», подготовленная и оформленная членами «Союза молодёжи» Жевержеевым, Бубновой и Н.И.Альтманом (обложка).

На выставках и диспутах «Союза молодёжи» распространялись фотографии картин современных русских и европейских художников и футуристические книги, в том числе регулярно присылавшиеся Ларионовым, а также изданные Матюшиным. Так, на последней выставке «Союза молодёжи» в ноябре 1913 – январе 1914 продавались «Осенний сон», «Садок судей-II», «О кубизме» Глеза и Метценже (см.: А.Глез и Ж.Метценже. «О кубизме»), «Шарманка», «Трое», три номера журнала «Союз молодёжи», «Галдящие “бенуа” и новое русское национальное искусство», «Поросята», «Возропщем», «Взорваль», «Бух лесинный», «Требник троих», «Слово как таковое», «Игра в аду», «Мирсконца», «Ряв! Перчатки», «Утиное гнёздышко дурных слов...», «Чорт и речетворцы», «Победа над Солнцем», «Студия импрессионистов», «Фактура» Маркова (ОР ГРМ. Ф.121. Д.113. Л.163 об., 174, 174 об., 177).

2–5 декабря 1913 на сцене арендованного «Союзом молодёжи» театра «Луна-парк», в сценографии членов общества – Малевича, Школьника и Филонова – были осуществлены новаторские постановки Первого в мире театра футуристов: «Владимир Маяковский» и «Победа над Солнцем».

Состав «Союза молодёжи» менялся, полных списков его членов за все годы не существует. К апрелю 1913 в нём состояли Жевержеев, Спандиков, Матвей, Дыдышко, Школьник, Шлейфер, Филонов, П.Д.Потипака, Нагубников, А.М.Зельманова, Балльер, Розанова, Бубнова, В.Е.Татлин, Малевич, Матюшин, Д.Бурлюк, А.А.Моргунов. Последние шестеро были приняты общим собранием «Союза молодёжи» 3 января 1913. Тогда же баллотировались, но не набрали нужного количества голосов И.А.Пуни, Н.В.Лермонтова, Любавина. К рубежу 1912–1913 было избрано новое правление из наиболее влиятельных и активных участников общества: Жевержеев (председатель), Школьник (секретарь), Матюшин (казначей), Балльер, Розанова (ОР ГРМ. Ф.121. Д.1). 25 марта 1913 правлением обсуждалось предложение Малевича о создании московского комитета «Союза молодёжи»; скорее всего, позднее оно было принято (как следует из письма Матюшина Жевержееву от 20 января 1914. ОР ГРМ. Ф.121. Д.47. Л.2–3 об.).

Деятельность «Союза молодёжи» создавала ту среду обмена информацией и творческими идеями, в которой происходило становление русского авангарда, – благодаря выставкам, диспутам, встречам, дискуссиям, личных знакомствам. Особо значимым стал контекст, созданный обществом, для развития таланта Розановой и Филонова, а также для Матвея как писателя – теоретика и пропагандиста нового искусства.

«Союз молодёжи» почти всегда существовал на пределе финансовых возможностей, однако членам общества выдавались так называемые «субсидии» (никогда не возвращавшиеся) и безвозвратные ссуды, иногородним экспонентам оплачивался перевоз произведений в Петербург, приглашённые участники диспутов и театральных постановок были на полном обеспечении общества, финансировавшего проезд, проживание, материалы и диапозитивы. Обязательным был гонорар лекторам, авторам сборников и спектаклей. На фоне проводимой в течение четырёх лет политики постоянной финансовой и творческой поддержки новаторов 5 декабря 1913 произошёл конфликт, спровоцированный Кручёных, обвинившим Жевержеева, после спектакля «Победа над Солнцем», в неуплате ему денег (что не подтверждается документами). Результатом инцидента стало обращённое к Жевержееву коллективное письмо общего собрания, объявившего 6 декабря о разрыве с группой «Гилея». Письмо подписали 11 человек (Школьник, Филонов, Дыдышко, Малевич, Розанова, Шлейфер, Матюшин, Потипака, Матвей, Спандиков, Балльер). По просьбе собрания Жевержеев остался на посту председателя, однако убыточность последней выставки и кассовый провал спектаклей заставили его впервые ужесточить политику в отношении экспонентов «Союза молодёжи». Было принято постановление (оно должно было утверждаться коллегиально, то есть общим собранием; документы не сохранились) о том, что члены «Союза» могут экспонировать работы только на выставках общества. Вероятно, существовали какие-то оговорки и исключения, однако такое решение, помноженное на новый конфликт по поводу покупки Жевержеевым эскизов Малевича к «Победе над Солнцем», привело в 1914 к выходу из «Союза молодёжи» Малевича (27 января) и Матюшина (16 апреля). Филонов весной 1914 пытается организовать собственное объединение. 3 мая 1914 внезапно умирает Матвей. Начавшаяся мировая война и её последствия – сужение возможностей заниматься живописью для офицера Дыдышко, уход на фронт Нагубникова, призыв Шлейфера, а возможно, и иных, чьи биографии до сих пор детально неизвестны, – не могли не сказаться на выставочных планах. Вероятно, Жевержеев принял решение о временном прекращении субсидирования. Выставочная и иная публичная деятельность «Союза молодёжи» прекратилась.

Однако как общество «Союз молодёжи» ликвидирован не был, сведения о его существовании регулярно продолжали подаваться в адресную книгу «Весь Петроград», вплоть до 1917 председателем продолжал оставаться Жевержеев (к нему же вновь перешла должность казначея), секретарём – Школьник. Весной 1917 Жевержеев при поддержке Спандикова и Школьника предпринял энергичные попытки возобновить деятельность «Союза молодёжи». Он разыскивал, обращаясь за помощью к Н.Е.Добычиной, прежних членов общества, раскиданных по стране войной и революцией. 21 марта в «Союз молодёжи» вступили Н.И.Альтман, Ю.П.Анненков, С.В.Воинов, В.И.Денисов, Карёв, Лермонтова, Любавина, Пуни, Е.И.Турова, М.З.Шагал. 12 апреля были приняты ещё 17 художников, в том числе Л.А.Бруни, П.В.Митурич, Н.А.Тырса, Татлин (косвенное подтверждение того, что Татлин вышел из общества в 1914), Н.А.Удальцова, Р.Р.Фальк, А.В.Лентулов, Малевич, В.Е.Пестель, Л.С.Попова, А.А.Экстер, А.В.Куприн. 29 апреля был утверждён новый, изменённый в сторону большей демократичности устав. Однако на этот раз «Союз молодёжи» фактически разделил судьбу многих кратковременных объединений, возникших на волне революционных перемен, чья деятельность не проявилась в значительных формах. С апреля 1917 «Союз молодёжи» вошёл в «левый блок» СДИ, где его делегатами стали Спандиков, Шлейфер, Шагал, Анненков. Планировавшаяся в апреле 1918 выставка «Союза молодёжи» не состоялась. Последнее свидетельство существования общества относится к 1919, когда Спандиков, Школьник, Филонов, Шагал, Пуни, Альтман и Розанова (посмертно) участвовали в Первой государственной свободной выставке произведений искусства как члены «Союза молодёжи».

Документы общества, находившиеся у Спандикова и Жевержеева, сохранялись ими, вопреки изменившейся художественно-политической ситуации, на протяжении всех 1920-х, затем были переданы в Русский музей и ныне находятся в ОР ГРМ, образовав фонд «Союза молодёжи» – Ф.121.

Литература:
  • Jeremy Howard. The Union of Youth. An Artists' Society of the Russian Avant-Garde. Manchester, 1992;
  • Елена Струтинская. Театральные эксперименты «Союза молодёжи» // Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра XX века. Вып.1. М., 1996;
  • Н.И.Харджиев. Поэзия и живопись (Ранний Маяковский). Михаил Матюшин. Русские кубофутуристы // Харджиев 1997. Т. 1; Нина Гурьянова. Ольга Розанова и ранний русский авангард. М., 2002;
  • Крусанов. Т.I. Кн.1–2; Малевич 2004; Т.В.Любославская. Хроника объединения «Союз молодёжи»;
  • А.А.Стригалёв. О выставочной деятельности петербургского общества художников «Союз молодёжи // Волдемар Матвей и «Союз молодёжи». М., 2005;
  • Ирена Бужинска. Волдемар Матвей и «Coюз молодёжи» // Бюллетень Музея Марка Шагала. Вып. 13. Витебск, 2005;
  • Поляков 2007; В.Н.Терёхина. Экспрессионизм в русской литературе первой трети XX века. М., 2009;
  • Общество художников «Союз молодёжи»: из переписки 1912–1914 годов. Публ. и комм. Ирины Арской и Ирины Прониной;
  • вступ. статья Ирины Арской // Авангард и остальное. Сб. статей к 75-летию А.Е.Парниса. М., 2013.;
Архивы:
  • ОР ГРМ. Ф.121 (Союз молодёжи);

Автор статьи: И.И.Арская