Частная художественная школа, основанная в 1897 году выпускником Петербургской Академии художеств живописцем Пэном (Пен) Юрием Моисеевичем (Юдель Мовшевич) (יודל פּען – Юдл Пэн) (24.05 (5.06) 1854 – 28.02.1937), который исповедовал в своём творчестве принципы реализма, бытописательства. Отдавал предпочтение портретному и пейзажному жанрам.
Школа создана при поддержке и покровительстве Витебского губернатора В.А.Левашова с разрешения Академии художеств. Обучение было платным, хотя существуют многочисленные свидетельства учеников школы о том, что способные и перспективные, но неимущие учащиеся посещали занятия, пользовались консультациями Пэна бесплатно. Художник проводил занятия небольшими группами и индивидуальные занятия в собственной квартире-мастерской. Срок обучения не был регламентирован, но, как правило, был небольшим – один-два месяца, однако многие ученики школы были под опекой своего первого наставника и в дальнейших занятиях искусством. Как частное учебное заведение, школа просуществовала до 1918.
В период 1919–1923 Пэн, по приглашению М.З.Шагала, преподавал в Витебском народном художественном училище. И в это время, и позднее, вплоть до смерти художника, в его мастерской неофициально организовывались занятия для желающих получить начальную художественную подготовку, совершенствоваться в живописи.
Школа Пэна давала основы изобразительной грамоты и строилась на преподавании академического рисунка и живописи. Важное место занимал пленер. Однако педагогические принципы мастера не подавляли индивидуальности учеников, способствовали её раскрытию, стимулировали творческий поиск. Стратегической целью начальной подготовки было продолжение художественного образования. Наряду с классической школой в Петербургской Академии художеств, Одесском и Киевском художественных училищах ряд учеников Пэна получили дальнейшее образование в художественных учебных заведениях, свободных художественных мастерских Франции, Бельгии, Германии. Их творческие идеи развивались в русле новейших течений европейского и русского авангардного искусства.
Среди этих учеников были О.Мещанинов, М.Шагал, О.Цадкин, Л.Лисицкий. В дореволюционные годы через мастерскую Пэна прошли художники, развивавшие идею еврейского национального искусства (помимо названных – Л.Шульман, А.Пфефферман, П.Хентова, С.Юдовин, Р.Майзель, А.Бразер и другие). Ряд учеников мастерской Пэна впоследствии входили в круг К.Малевича, состав группы Уновис (Л.Зевин, М.Кунин, М.Лерман, Л.Лисицкий, И.Чашник, И.Червинка, Д.Якерсон,), мастерскую Р.Р.Фалька в Витебском народном художественном училище и позднее во Вхутемасе (И.Бескин, А.Волхонский, Л.Зевин, Р.Идельсон, Е.Кабищер-Якерсон, М.Кунин, Ф.Рабкина), мастерскую В.Е.Татлина в Московских ГСХМ (И.Меерзон, Т.Шапиро).
С 1899 до начала 1930-х художник активно экспонировал свои произведения. В 1906 и 1907 в Витебске и Могилеве состоялись выставки Ю.М.Пэна и его учеников (Л.С.Шульмана, Л.С.Пфеффермана, Я.А.Павловской). Изданы каталоги.
Литература:
- Ромм А.Г. Ю.М. Пэн (к 25-летию его художественной деятельности в Витебске) // Искусство. (Витебск), 1921, №4-6;
- Да 25-годдзя працы Ю.М. Пэна на Віцебшчыне: з матэрыялаў у слоўнік дзеячаў Віцебшсыны // Заря Запада. 1926. 5 августа;
- Кацар М.С. Нарысы па гісторыі выяўленчага мастацтва Савецкай Беларусі. Мінск. 1960;
- Орлова М.А. Искусство Советской Белоруссии. М., 1960;
- Кацер М.С. Изобразительное искусство Белоруссии дооктябрьского периода. Минск. 1969;
- Віцебская школа Пэна // Беларуская савецкая энцыклапедыя. Т.3. Мінск. 1971;
- Дробов Л.Н. Живопись Белоруссии XIX – начала XX вв. Минск. 1974;
- Казовский Г.И. Еврейское искусство в России. 1900–1948. Этапы истории // Советское искусствознание. Вып. 27. М., 1991;
- Казовский Г. Художники Витебска: Иегуда Пэн и его ученики. М., 1992;
- Пэн // Краткая еврейская энциклопедия. Т.6. Иерусалим. 1992;
- Рывкин М.С., Шульман А.Л. Запомните его имя: Юдель (Юрий) Пэн. Витебск. 1994;
- Шагал Марк. Моя жизнь. М., 1994;
- Шатских А.С. Витебск. Жизнь искусства. 1917–1922. М., 2001;
- Ю.М. Пэн / Сост. Кучеренко В., Холодова И.П. / Вступ. статья А.С.Шатских. Минск. 2006.