Школа М.В.Матюшина

1922–1926

М.В.Матюшин был профессором Академии художеств с 1919 по 1926 и воспитал два поколения художников. В его педагогической практике различаются два периода. Первый (1918–1922), когда художник руководил индивидуальной мастерской живописного факультета. К ученикам «первого поколения» принадлежит талантливая семья Эндеров (К.В., М.В., Б.В. и Г.В.Эндеры). После реорганизации мастерских Матюшин стал профессором по рисунку и живописи по общевузовской программе Академии–Вхутеина (1922–1926). Среди студентов «второго поколения» – Е.Я.Астафьева, В.П.Бесперстова, И.В.Вальтер, О.П.Ваулина, В.Э.Делакроа, Н.И.Костров, Е.М.Магарил, Е.С.Хмелевская.

На протяжении многих десятилетий работа над цветом в АХ сводилась к решению частных практических задач. Матюшин, убеждённый сторонник необходимости изучения цвета и его законов, был первым профессором, который ввёл в свою педагогическую практику изучение цветоведения. Например, готовя обязательные классные постановки обнажённой модели, он выбирал различно окрашенные фоны и перед учениками ставил задачу отразить взаимодействие между фигурой и цветным фоном. В живописи Матюшин был сторонником метода, условно названного работой «по первому впечатлению», – он требовал от своих студентов «остро-внимательного» и только «неутомлённого» взгляда на натуру, так как полагал, что при длительном наблюдении первоначальный чистый цвет предмета изменяется. Обучение восприятию пространства и «расширенному смотрению» опиралось на конкретные примеры сначала в мастерской, затем в реальном пейзаже во время прогулок по улицам Ленинграда или в пригородах.

М.В.Матюшин (стоит в центре) с учениками на выставке у стенда работ группы КОРН. Ленинград. 1930
М.В.Матюшин, М.В.Эндер. Таблица «Спектр в определённых тональностях». Типографская печать. 31,8х27. ГМИ СПб
М.В.Матюшин, М.В.Эндер. Таблица по разложению цвета. Типографская печать. 32х27. ГМИ СПб
0 / 0

Произведения Матюшина, как и работы его учеников, явились результатом тщательного и систематического наблюдения природных объектов в их связях и отношениях с окружающей средой. Большая прижизненная выставка работ Матюшина и его учеников «второго поколения» проходила в Ленинграде в 1930. Она имела художественный девиз КОРН (коллектив расширенного наблюдения). Вторая выставка состоялась в 1990.

Одновременно с Академией Матюшин активно занимался исследованием теории цвета в Гинхуке – изучал зрительное восприятие цвета в природе и интерьере, объединял результаты сделанных наблюдений с «изучением художественно-технических приёмов изображения». Научные данные, полученные в Гинхуке, нашли практическое применение в работах по окраске города. В 1932 был издан «Справочник по цвету», подготовленный Матюшиным и его учениками. В нём сделана попытка построить закономерные цветовые ряды для того, чтобы применять их в работе над внутренней и наружной отделкой зданий. Художники использовали сцепляющие цвета для окраски деталей, оконных переплётов. Иногда сцепляющим цветом выделялись углы зданий. Так был окрашен Витебский вокзал, Красноармейские улицы, интерьеры школы в Ленинграде и другие.

Литература:
  • Художники школы Матюшина 1996;
  • Художники школы Матюшина 1998.;

Автор статьи: Н.М.Козырева