Художественная школа Елизаветы Званцевой

Одно из передовых частных художественных учебных заведений России.

Елизавета Званцева сначала училась в МУЖВЗ, затем посещала занятия в Петербургской АХ у Ильи Репина и Павла Чистякова. В 1897 жила в Париже, занималась в разных художественных академиях. Там началась её дружба с Константином Сомовым, который неоднократно бывал в семейном имении Званцевых «Тарталеи» в Нижегородской губернии. С Елизаветой Званцевой он вёл многолетнюю переписку.

В 1899 Елизавета Званцева открыла в Москве частную художественную школу, в ней преподавали К.А.Коровин, В.А.Серов и Н.П.Ульянов. В 1906 Званцева переехала Петербург и открыла новую Художественную школу, в которой хотела сохранить высокий, как в Москве, уровень преподавания. Для этого, по рекомендации Сомова, в качестве преподавателей она пригласила Л.С.Бакста и М.В.Добужинского (отсюда более известное название – «Школа Бакста и Добужинского»). Бакст взял на себя руководство живописью, Добужинский – рисунком. Преподавательские методы Бакста идеально совпали с желанием Званцевой устроить школу по образцам парижских академий («против рутины»). Бакст основывал свой метод на свободном обучении, заставлял учеников упражнять «не столько руку, сколько восприимчивость». Поэтому в школе изучали искусство самого разного времени – от греческой архаики и древнерусского искусства до новейшей французской живописи. Вскоре после открытия школа уже пользовалась авторитетом среди поклонников нового искусства. В.А.Серов назвал Бакста «гениальным профессором».

Школа располагалась по адресу Таврическая улица, 25 – в доме, где на последнем этаже жил Вячеслав Иванов и где в знаменитой «Башне» по средам («Ивановские среды») собирались видные деятели символизма – поэты, писатели, художники. Там бывала и Званцева. Она же привела в «Башню» М.В.Добужинского, который позднее вспоминал: «...Школа не могла стоять в стороне от того, что творилось "над ней". Некоторые ученики, по примеру Бакста и моему, бывали тоже посетителями гостеприимной Башни» (М.В.Добужинский. Воспоминания. М., 1987. С.272).

В период расцвета школы (1906–1910) в ней училось около тридцати человек, в частности М.В.Матюшин и Е.Г.Гуро. Особую группу учеников Бакста составляли С.И.Дымшиц-Толстая, А.И.Зилоти, М.М.Нахман, Э.А.Лассон-Спирова, Н.В.Лермонтова, Н.И.Любавина, Ю.Л.Оболенская, Н.А.Тырса. Некоторые из них в дальнейшем воли в состав «Союза молодёжи». Одним из учеников школы был М.З.Шагал. Приходили (а иногда и занимались вместе с учениками) А.Н.Бенуа, А.С.Остроумова-Лебедева, Г.И.Нарбут, В.Ф.Нижинский.

Весной 1910 в редакции журнала «Аполлон» была устроена итоговая выставка школы. Однако Бакст, к великому сожалению многих учеников, на вернисаже не присутствовал, так как за несколько дней до открытия уехал в Париж по приглашению С.П.Дягилева.

Место преподавателя живописи занял К.С.Петров-Водкин. Сразу после революции 1917 школа была закрыта. Званцева на некоторое время переехала в Нижний Новгород (возможно, в бывшее имение), затем вернулась в Москву. Работала воспитателем в детском доме.

Литература:
  • К.А.Сомов. Письма. Дневники. Суждения современников. М., 1979;
  • Яков Брук. Шагал и школа Бакста // Марк Шагал. Здравствуй, Родина! ГТГ. [Каталог] М., 2005;
  • Ю.Б.Демиденко. Художники на Башне // Башня Вячеслава Иванова и культура Серебряного века. СПб., 2006;
  • Ольга Вербина. От Дионисия к Матиссу… Путь к самообретению // Тырса. Новые материалы. Галеев-Галерея. М., 2007.

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов