«Садок судей»

Сборник. Петербург. 1910

Под этим названием в мае 1910 в Санкт-Петербурге в типографии издателя «St.-Petersburger Zeitung» П.П. фон Кюгельгена группой поэтов и художников, тиражом 300 экземпляров, был опубликован первый в истории русского футуризма литературно-художественный сборник (Садок судей. 9 рис. fecit Владимира Бурлюка. СПб. [1910]). Название сборнику дал В.В.Хлебников, подразумевая под «судьями» самих участников группы. Издание имело небольшой, «карманный» формат и было напечатано на оборотной стороне обоев одного рисунка, но двух разных оттенков (зеленовато-розового и голубовато-жёлтого). В качестве обложки также были использованы обои, но другого рисунка. Заглавие набрано на полоске бумаги и наклеено на поверхность обложки. «Рисунок обоев бедных квартир» был оставлен «чистым на левых страницах как украшение» (В.Каменский. Путь энтузиаста. М., 1931. С.113).

Необычный внешний вид сборника, отсутствие титулов и оглавления, композиционное расположение поэтических и прозаических текстов единым потоком, при котором редкие заголовки и авторские имена помещались в виде ремарок на полях, замена в большинстве случаев названий порядковыми номерами opus’ов – всё это обязывало авторов и к столь же нетрадиционным способам распространения издания. Так, уходя с одного из вечеров на «Башне» В.И.Иванова, братья Бурлюки, проникшие туда «очень благочестиво», «насовали всем присутствующим в пальто и шинели в каждый карман по “Садку”» (М.Матюшин. Наши первые диспуты // Литературный Ленинград. 1934. №53 (75). 20 октября. С.4.), а В.В.Каменский и Н.Д.Бурлюк, читая стихи во время своих выступлений, постоянно «размахивали» экземплярами сборника (В.Каменский. С.117).

Обложка второго сборника «Садок судей» (СПб., 1913)
Обложка сборника «Садок судей» (СПб., 1910)
В.Д.Бурлюк. Композиция. Иллюстрация из второго сборника «Садок судей» (СПб., 1913). Цинкография
0 / 0

Открывавший сборник ор.1 Каменского «Жить чудесно» выполнял функции отсутствующего манифеста. Среди других произведений Каменского – ор.5 «Чурлю-Журль», ор.11 «Вечером на даче» и ор.12 «Скука старой девы». Также опубликованы: «инфантильная» проза Е.Г.Низен («Детский рай», «Праздник») и Е.Г.Гуро («Детство», «Недотрога» и другое), стихи Н.Д.Бурлюка и А.Гея (А.М.Городецкого), рассказ С.Н.Мясоедова «В дороге», 19 opus’ов Д.Д.Бурлюка. Как и все стихи в сборнике, они даны единым потоком, без знаков препинания и без употребления ряда букв (ера, ятя, фиты, ижицы), на что в первую очередь было обращено внимание критики (Против течения. 1910. 29 октября. С.4; Весна (СПб.), 1911, №22. С.13). Завершали сборник произведения Хлебникова («Зверинец», «Маркиза Дэзес» и первая часть поэмы «Журавль»).

В рецензиях критика особо выделяла стихи Каменского. По словам Н.С.Гумилёва, «его бесчисленные неологизмы, подчас очень смелые, читатель понимает без труда и от всего цикла стихов уносит впечатление новизны, свежей и радостной» (Н.Гумилёв. Письма о русской поэзии // Аполлон. 1911. №5. С.77). Касаясь Хлебникова, поэт заметил, что его образы «убедительны своей нелепостью, мысли – своей парадоксальностью». Однако в целом экспериментальный характер сборника остался незамеченным современниками: В.Я.Брюсов в своей рецензии отметил, что «Садок судей» оказался «переполнен мальчишескими выходками дурного вкуса, и его авторы прежде всего стремятся поразить читателя и раздразнить критиков…» (В.Брюсов. Новые сборники стихов // Русская мысль. 1911. №2. С.230). Тем не менее сами участники сборника в отказе от традиционных представлений о «хорошем вкусе» как раз и видели главное достоинство своего издания. Бурлюк говорил, что «Садок» «…всем существом своим был подмётной книгой» (Д.Бурлюк. Фрагменты из воспоминаний футуриста. СПб., 1994. С.27), и лишь сожалел, что эти его качества не удалось сполна донести до читателя. Не последнюю роль в этом сыграло и отсутствие «программного» заявления, в котором были бы сформулированы идеи и взгляды авторов.

Особую остроту сборнику придавали рисунки В.Д.Бурлюка. На квартире Гуро и М.В.Матюшина, ставшей свое­образным штабом по подготовке сборника (Русские кубофутуристы. Воспоминания М.В.Матюшина // К истории русского авангарда. Stockholm, 1976. С.143), им были исполнены портреты шестерых его участников – Хлебникова, Каменского, Гуро, братьев Бурлюков и писателя и музыканта С.Н.Мясоедова. Эти гротескно трактованные «одноглазые» портретные «головы», три иллюстрации к отдельным стихам Каменского, Гуро и Хлебникова и выразительная концовка с изображением змеи (все рисунки воспроизведены штриховой цинкографией) своими угловатыми линейными ритмами вызывали ассоциации с примитивными рисунками или резьбой по камню. Первоначальный вариант портрета Гуро (чёрная акварель, 26,2?22) был в собрании М.С.Лесмана (Книги и рукописи в собрании М.С.Лесмана. Аннотированный каталог. М., 1989. С.386; воспроизведён: Наше наследие. 1990, №1. С.34).

Подготовка второго выпуска «Садка судей» началась в конце 1912 по инициативе Матюшина (см. письмо к нему Д.Бурлюка: К истории русского авангарда. С.17). Он вышел из печати в феврале 1913 тиражом 800 экземпляров (Садок судей II. [СПб.]: Тип. Т-ва «Наш век», [1913]). В отличие от первого, новый сборник не носил узко группового характера. К сотрудничеству были приглашены участники «Гилеи» (братья Бурлюки, Хлебников, В.В.Маяковский, Б.К.Лившиц и А.Е.Кручёных), а в качестве иллюстраторов – М.Ф.Ларионов и Н.С.Гончарова.

Обложка из цветных обоев связывала издание с предыдущим сборником. Она появилась в самый последний момент, по инициативе Д.Бурлюка (V.Majakowskij. Memoirs and essays. Ed. by B.Jangfeldt, N.Nilsson. Stockholm, 1975. P.86). Её эпатажный характер изобразительно был поддержан цветной (голубой, в части тиража – зелёной) бумагой, на которой печатался тираж, хотя сам характер набора и принципы подачи текста оставались традиционными.

Сборник открывает знаменитый манифест, подписанный Д. и Н.Бурлюками, Гуро, Маяковским, Низен, Хлебниковым, Лившицем и Кручёных, в котором «новыми людьми новой жизни» выдвигаются «впервые новые принципы творчества». Среди основных его положений – стремление перестать «рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам», желание «видеть в буквах лишь направляющие речи» и «придавать содержание словам по их начертательной и фонетической характеристике», упразднение знаков препинания и «отрицание» правописания, выдвижение нового поэтического размера – «живого разговорного слова» (С.1–2). Важным является указание на самостоятельное художественное значение, которое несёт в себе рукописный текст автора: «его помарки и виньетки творческого ожидания» признаются неотделимыми от содержания текста, а в почерке предлагается видеть «составляющую поэтического импульса» (С.2).

Литературную часть сборника составили стихи Лившица, Д.Бурлюка, Маяковского, так называемые «слова с чужими брюхами» Кручёных, произведения Хлебникова («Гибель Атлантиды», «Мария Вечора», «Шаман и Венера», «Крымское» и манифест «О бродниках», приписанный Д.Бурлюку), лирическая проза Гуро из цикла «Небесные верблюжата», прозаические отрывки Н.Бурлюка и Низен а также два стихотворения «Малороссиянки Милицы 13 лет» [Е.А.Дзигановской], включённые в сборник по настоянию Хлебникова. Поэт считал, что их отличает трогательная «решимость лечь костьми за права речи и государственности и [они] полны тревожным трепетом предчувствия схватки за эти права» (В.Хлебников. Собрание сочинений. Л., 1933. Т. 5. С.294).

Иллюстрации в сборнике воспроизводят рисунки В.Бурлюка, Гончаровой («Лес» и «Голова клоуна»), Ларионова («Портрет японской артистки Гонако» и «Лучистый портрет с Н.Гончаровой»), Д.Бурлюка и Гуро (для сборника «Небесные верблюжата»).

Подготовительные материалы к обоим выпускам хранятся в фонде Матюшина (Ф.656) в РО ИРЛИ (Пушкинский Дом), оригиналы рисунков Гуро (тушь) – в фонде Гуро (Ф.631. №36) там же.

Литература:
  • Н.Гумилев. [Рецензия на «Садок судей II»] // Гиперборей. 1913. №5;
  • Rec. // «Союз молодёжи» при участии поэтов «Гилея» №3. Март. 1913. СПб., 1913;
  • С.П-н. Словотворцы // День. 1913. 11 марта;
  • Б.Лившиц. Полутораглазый стрелец. Л., 1933;
  • В.Ф.Марков. История русского футуризма. СПб., 2000;
  • А.Е.Ковалёв. Михаил Ларионов в России. 1881–1915. М., 2005;
  • Поляков 2007;
  • Крусанов. Т.I. Кн.1.;

Автор статьи: В.В.Поляков