Издавался по инициативе ОСА (Объединение современных архитекторов) как печатный орган этой организации, посвящённый современной советской и зарубежной архитектуре. Выходил с периодичностью шесть номеров в год и имел сквозную нумерацию. Часть материалов публиковалась с параллельным переводом на европейские языки. В первом же номере было помещено обращение к читателям от редакции: «Журнал <...> является по преимуществу результатом работ членов <...> ОСА, связанных общими архитектурными взглядами и устремлениями».
Ответственными редакторами «СА» были А.А.Веснин и М.Я.Гинзбург. В редколлегию входили также А.К.Буров, В.А.Веснин, Г.Г.Вегман, А.М.Ган, И.А.Голосов, А.Ф.Лолейт, Г.М.Орлов и И.Н.Соболев. Редакция журнала размещалась в квартире Гинзбурга на Новинском бульваре, д. 32.
Редакционная политика «СА» была направлена на убеждение читателя в ведущей роли конструктивизма как творческого метода. В журнале печатались теоретические, идеологические статьи о методах и задачах современной архитектуры, критические статьи с обзором и анализом других направлений, полемические ответы на выступления критиков в адрес журнала и конструктивистской практики. На его страницах представлялись архитектурные и градостроительные проекты, дипломные работы студентов Вхутемаса, ЛИГИ, МВТУ и других архитектурных вузов СССР, материалы конкурсов в чертежах и эскизах.
«Иностранная хроника» включала в себя обзоры выставок, новых работ, книг. Также публиковались рецензии на произведения современных зарубежных архитекторов: Ле Корбюзье, Бруно Таута, Эриха Мендельсона и выдержки из книг, касающихся иностранной строительной практики. Зарубежная архитектура освещалась в крупных тематических обзорах, посвящённых как идеологическим моментам её развития, так и сугубо техническим, например уровню механизации строительства.
Выделяется несколько этапов в существовании журнала. Первый связан с утверждением и постулированием теоретических и практических основ конструктивизма. В 1928 журнал переживал кризис в редакционной политике. С 1929 вводится тематический принцип, каждый номер посвящается определённой теме – жилищному строительству, цвету и свету, рабочим клубам. В этом проявлялась ориентированность журнала на актуальные вопросы теории и практики, вместе с тем в этот период усилился философский подход. Последний год работы журнала был связан с дискуссией о социалистическом расселении и расколом на урбанистов и дезурбанистов.
Журнал представлял собой уникальное явление и в отношении художественного оформления. Над ним работали такие основоположники полиграфического дизайна, как А.М.Родченко, Ган, в последние годы – С.Б.Телингатер и В.Ф.Степанова.
Богато иллюстрированный журнал является ценным источником по теории и практике конструктивизма и архитектуре СССР второй половины 1920-х. В 2009 он был полностью переиздан издательством «Tatlin».
Литература:
- С.О.Хан-Магомедов. Конструктивизм. М., 2003.;