Русский Берлин

Берлин сыграл заметную роль в формировании художественного стиля русских авангардистов. Несмотря на то что для русских художников в начале ХХ века...

Берлин сыграл заметную роль в формировании художественного стиля русских авангардистов. Несмотря на то что для русских художников в начале ХХ века новое искусство ассоциировалось с французским, Германия (Берлин и Мюнхен) стала для них своеобразным «окном в Европу». По верному замечанию А.А.Стригалёва, русская художественная колония именно в Германии наиболее органично вошла в местную художественную жизнь, проявила себя как один из важнейших факторов новейшего немецкого искусства. Наиболее характерный пример – творчество В.В.Кандинского, одновременно погружённого в немецкую и русскую художественную культуру. Его деятельность в НМХО и «Синем всаднике» была уникальна. А одним из первых фактов русско-немецкого выставочного сотрудничества стала выставка «Два века русской живописи и скульптуры», организованная С.П.Дягилевым сначала в Осеннем салоне в Париже в 1906, а затем переехавшая в Берлин в Салон Шульте. Успех выставки был неизменным. Это сотрудничество продолжалось на площадках Салонов В.А.Издебского и «Бубнового валета».

С начала 1900-х в Берлинском сецессионе выставлялись многие русские художники. С 12 апреля по конец сентября 1914 в Берлине проходила «Первая выставка свободного сецессиона». Из русских художников в ней участвовал О.А.Цадкин.

Вход на выставку И.А.Пуни в галерее Ван Димен. 1921. Берлин

В 1913 Херварт Вальден организовал в Берлине Первый немецкий салон, где были показаны работы русских авангардистов – Д.Д. и В.Д.Бурлюков, Н.С.Гончаровой и М.Ф.Ларионова, Г.Б.Якулова, Н.И.Кульбина, а также русских мюнхенцев – М.В.Верёвкиной, Кандинского, А.Г.Явленского. Там же экспонировались произведения М.З.Шагала (с Вальденом Шагала познакомил в 1913 Гийом Аполлинер), ставшего кумиром публики и немецких художников-экспрессионистов.

Вальден и в дальнейшем (до 1923) выставлял произведения русских мастеров – К.Л.Богуславской, И.А.Пуни (в 1921), С.И.Шаршуна, Л.М.Козинцевой (Эренбург), А.П.Архипенко и других.

Центральным событием русской художественной жизни в Берлине стала «Первая русская художественная выставка», организованная в 1922 Отделом Изо НКП при участии Межрабпом, которая собирала средства для голодающих Поволжья.

Очень важную роль сыграл журнал «Вещь» (редакторы и издатели – Л.М.Лисицкий и И.Г.Эренбург). Это был своего рода диалог художников разных стран, темой которого являлись проблемы нового искусства.

В 1922–1923 Берлин был едва ли не главным центром современных тенденций в Европе.

В богемном «Романише кафе» на Курфюрстендамм встречались художники, объявившие себя по примеру русских конструктивистами. В ателье Герта Кадена также обсуждались вопросы нового конструктивного искусства. Там Наум Габо, Лисицкий, Н.И.Альтман спорили о возможности организации Интернациональной группы конструктивистов с Ласло Мохой-Надем, Ласло Пери, Людвигом Мис ван дер Роэ, Тео ван Дуйсбургом, Хансом Рихтером.

Перспективы создания интернационального стиля обсуждались также в мае 1922 в Дюссельдорфе на учредительном съезде Союза международных прогрессивных художников. Лисицкий, Рихтер и Ван Дуйсбург объявляют о создании фракции конструктивистов. В сентябре того же 1922 в Веймаре проходит Конструктивистский интернационал, где Лисицкий, Ван Донген и Мохой-Надь стремятся достичь единства взглядов на задачи искусства. Но большинство участников встречи в Веймаре отвергают лозунги единства конструктивизма и коммунизма, которые выдвигали Мохой-Надь и критик Альфред Кемени, только что вернувшийся из Москвы, где он принимал участие в дискуссиях в Инхуке и сделал ряд докладов, в том числе посвящённый Обмоху.

В русских кабаре и театрах начали свой творческий путь получившие в скором времени известность мастера театральной декорации – А.В.Андреев, Е.Г.Берман, Б.К.Билинский, В.А.Боберман, Богуславская, Ф.Г.Гозиансон, Л.В.Зак, Е.А.Лисснер-Бломберг, П.Ф.Челищев, Г.А.Пожидаев. Многие из них впоследствии перебрались в Париж.

В Берлине в 1921–1923 проходят выставки русских художников – Кандинского в галерее Гольдшмидт-Валлерштейн (1922), Пуни, Шаршуна и Козинцевой (Эренбург) в галерее «Штурм» (1921–1922), А.А.Экстер – в книжном магазине «Заря» (1922), Богуславской, Пуни и Лисснер-Бломберг – в галерее магазина «Тварди» (1922) и книжном магазине «Заря» (1923), Экстер – в галерее «Штурм» (1927).

Центром притяжения для русской эмиграции был «Дом искусств» – литературно-художественное объединение, созданное в Берлине в 1922 под председательством Н.М.Минского. Из художников-авангардистов в работе Дома искусств принимали участие Пуни, Богуславская, К.В.Дыдышко и другие.

В 1927 в выставочных залах вокзала «Лертер Банхоф» в рамках «Большой берлинской художественной выставки» прошла выставка К.С.Малевича, ставшая важным событием в берлинской художественной жизни.

Особую страницу в истории русского Берлина занимала издательская деятельность. В Берлине вышли знаменитые книги Лисицкого, ряд книг Альтмана (приехавшего в Берлин в связи с организацией выставки в галерее Ван Димен), книги об Альтмане и Шагале, а также книга Пуни «Современная живопись» (1922).

Литература:
  • E.Stenеberg. Russische Kunst. Berlin 1919–1932. Berlin, 1969;
  • Русский Берлин. 1921–1923. По материалам архива Б.И.Николаевского в Гуверовском институте. Сост. Л.Флейшман, Р.Хьюз, О.Раевская-Хьюз. Париж, 1983;
  • Россия – Германия. Культурные связи, искусство, литература в первой половине двадцатого века. Материалы научной конференции. М., 2000;
  • В.Сорокина. Русский Берлин. М., 2003;
  • Карл Шлёгель. Берлин, Восточный вокзал. Русская эмиграция в Германии между двумя войнами (1918–1945). М., 2004.;

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов, В.И.Ракитин