Другие названия – рацио-архитектура, «формализм». Творческое течение в советском архитектурном авангарде. Рационалисты уделяли большое внимание художественной форме, созданию художественных закономерностей построения отвлечённых форм с учётом психофизиологических механизмов восприятия. Отсюда и «рацио-», и самоназвание «формализм» как приоритет формопостроения.

В основу творчества рационалистов была положена концепция формо­образования Н.А.Ладовского. Становление лидеров течения – Ладовского, В.Ф.Кринского, Н.В.Докучаева и ряда других – происходило в условиях смены стилевых течений в русской архитектуре конца XIX – начала XX века, когда модерн быстро уступает место нарождающейся неоклассике 1910-х. Концепция рационализма формировалась в творческих объединениях, способствовавших и консолидации его приверженцев, – Синскульптархе (1919), Живскульптархе (1919–1920), архитектурной группе Инхука (1921–1922), Обмасе Вхутемаса (1920–1923), АСНОВА (1923–1932).

Выявление художественных принципов отвлечённой формы породило интерес рационалистов к левому изобразительному искусству (К.С.Малевича, В.Е.Татлина). В 1920 Ладовский сформулировал своё понимание пространства в архитектуре: «Пространство, а не камень, материал архитектуры».

Разработка идей и принципов рационализма сопровождались графическими поисками образов новой архитектуры (экспериментальные проекты Храма общения народа и Коммунального дома. 1919–1920; и другие). Будучи представлены на выставках в Москве в 1920 (работы Живскульптарха), в Берлине в 1922 работы Б.Д.Королёва, Ладовского, Кринского, Г.М.Мапу, А.М.Родченко, А.В.Шевченко были восприняты как оригинальные новые формы архитектуры.

В статье «Революция в архитектуре» (1927) Ладовский оценил выставку членов Живскульптарха 1920 (Ладовского, Н.И.Исцелёнова, Родченко и других) «как взрыв всех основ», послуживший введению в преподавание психоаналитического метода и в целом рационалистического взгляда на архитектуру. Впервые основополагающие принципы рационализма – повышенное внимание к проблемам пространства и психологии, восприятия – были сформулированы в программе Рабочей группы архитекторов Инхука.

Этапным произведением своего времени стал проект небоскрёба здания Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) Кринского (1922–1923).

Следующим шагом в становлении рационализма стало создание Объединённых левых мастерских (Обмас) Вхутемаса (1920–1923), соединивших развитие рационализма в архитектурной практике с методической деятельностью Вхутемаса. Наряду с разработкой нового метода обучения, включая пропедевтические курсы, и прежде всего дисциплину «Пространство», вырабатывалась концепция рационализма, приёмы и средства выразительности. Ладовским был введён макетный метод проектирования, что способствовало формированию представлений об объёмно-пространственной композиции здания в целом, развитию пространственного воображения и становлению пластической культуры у студентов. Новая методика преподавания сочетала «отвлечённые» и «производственные» задания для конкретного объекта.

В 1923 архитекторы-рационалисты (Ладовский, Докучаев, Кринский, А.М.Рухлядев, А.И.Ефимов, В.И.Фидман, С.А.Мочалов, В.С.Балихин) учредили Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА). В 1926 вышел единственный номер «Известия АСНОВА» с лозунгами и информацией о её деятельности. Статьи рационалистов публиковались в журналах «Строительство Москвы», «Строительная промышленность», «Советское искусство» и других. АСНОВА принимает участие в конкурсах и заказном проектировании («Международный красный стадион». 1924; Жилой комплекс на Шаболовке. 1927–1928).

В 1927 по предложению Ладовского была создана Архитектурная научно-исследовательская лаборатория. Психо-техническая лаборатория Вхутеина (1927–1929) стала центром инструментальных и теоретических исследований психологии восприятия формы и пространства. Ладовский использовал научные методы для создания образа новой архитектуры, что обеспечило некую вневременность выявленных им фундаментальных проблем формообразования, открытость и жизнеспособность концепции рационализма на последующих этапах истории архитектуры.

В конце 1920-х – начале 1930-х рационализм ярко проявляет себя в градостроительстве (дипломные проекты Вхутеина; Г.Т.Крутиков. «Летающий город». 1928; В.А.Лавров. «Новый город. Город-линия». 1928; Л.С.Залесская. «Парк культуры и отдыха». 1929; экспериментальный проект В.П.Калмыкова «Город-кольцо. “Сатурний”», 1929). В 1928 Ладовский создаёт АРУ, где разрабатывает оригинальную концепцию динамического развивающегося города («парабола», «город-ракета». 1929, 1930), применённую им в предложениях по реконструкции планировочной структуры Москвы (Большая Москва. 1929; Новая Москва. 1932). В начале 1930-х, после периода концентрации на научной и педагогической деятельности, рационализм демонстрирует свои возможности в самых разных сферах проектирования, однако кардинальные изменения стилевой направленности советской архитектуры исключили реализацию рационалистических принципов и его теоретических разработок в практике строительства.

Литература:
  • Известия Ассоциации новых архитекторов. М., 1926;
  • С.О.Хан-Магомедов. Н.Ладовский. М., 1984;
  • А.В.Иконников. Архитектура XX века. Утопии и реальность. В 2 тт. Т. 1. М., 2001;
  • С.О.Хан-Магомедов. Рационализм – «формализм». М., 2007;
  • С.О.Хан-Магомедов. Владимир Кринский. М., 2008.;

Автор статьи: Г.В.Есаулов