Проекционизм. Группа «Метод»

Москва. 1921–1924

Проекционизм – экспериментальное направление художественного авангарда 1920-х. Создатель и лидер направления – художник С.Б.Никритин. Этимология слова «проекционизм» (первоначально – проэкционизм) связана с латинским «рrojectus» («брошенный вперёд»), что в контексте размышлений Никритина приобретает значение «проект, направленный в будущее» (внутри этого термина Никритин различает значение слова «проектирование» как процесс создания нового объекта и «проецирование» – как наложение изображений на реальные или мысленные формы, поверхности).

Оформление группы художников-проекционистов произошло в конце 1921 в стенах Вхутемаса. В неё входят Никритин, С.А.Лучишкин, К.Н.Редько, А.Н.Тышлер, М.М.Плаксин, Н.А.Тряскин, примыкали к группе А.А.Лабас, З.П.Комиссаренко, А.Н.Борисов. Многие проекционисты прошли школу раннего авангарда (кубизм, супрематизм), пережили увлечение идеями конструктивизма. Они противопоставляли себя не только академическим реалистам, но и мастерам старшего поколения авангарда, отвергая «мистицизм» языка раннего авангарда, считая футуризм и супрематизм «пережитком прошлого».

А.Г.Тышлер. Цветоформальное построение красного цвета.1922. Холст, масло. 101х65,5. ГТГ
С.Б.Никритин. Рисунки и записи к занятиям актёров Проекционного театра. 1920-е. Бумага, чернила. РГАЛИ
0 / 0

Основная идея проекционизма – «Художник – не производитель законченных вещей потребления (шкаф, картина), а создатель (выразитель) индивидуальных проекций (метода)».

Проекционизм возникает в процессе поиска нового метода живописи как оппозиционное мнение в ответ на заявление конструктивистов о нецелесообразности существования живописи как таковой в новых исторических условиях организации быта. Проекционизм, по убеждению Никритина, должен стать не только новым методом в живописи (а также театре, танце), но универсальным организационным принципом во всех сферах жизни. Основа теории проекционизма возникла у Никритина под влиянием работ учёного А.А.Богданова, утверждавшего, что «при одинаковых затратах энергии и материалов можно создать гениальную картину, скульптуру, конструкцию или… никчёмное изделие. И эта колоссальная разница зависит от степени организованности систем». Художник-проекционист – это изобретатель новых художественных систем (методов), которые формируются из знаний, опыта, умений, эксперимента. Он изучает науки – физику, химию, математику, психологию, аналитически исследует шедевры прошлых эпох с целью раскрыть секрет их совершенства, привлечь их огромные ресурсы к работе на благо современности. Проекционизм декларирует: «Идёт искусство новое, научно обоснованное и плановое – во имя действенного творчества в области фактической организации быта. Проекционисты критикуют увлечение конструктивистов <...> “нужными нормалями” одежд, кроватей и т.д. Последнее увлечение тем смешнее, что и оно претендует на строительство быта (!!!). Но ведь ясно, что быт определяется не предметами потребления, а высотою техники орудий производства – раз, высотою организации производства – два, ясностью миросозерцания – три. Этими тремя путями идёт работа проекционистов в живописи».

Проекционизм в своих поисках выдвигает на первый план материал, фактуру, колорит, пластическое решение – всё то, что неотделимо от индивидуального метода художника, ищет общие закономерности разных видов творчества. Будущее искусство универсально. Оно оперирует категориями потока, динамики, плотности. Цвет–звук–движение в поисках проекционистов нераздельны: «Полнота и широта живописно-пластического и музыкального – динамизм силы, сферичность тающей плот (ъ) ности»…

Проекционистов объединяло не единство взглядов и методов, а именно их различие, а также экспериментально-аналитическое отношение к современному и мировому искусству. У каждого из них был свой почерк, стиль и особый метод, а иногда – своя декларация. С 1922 по 1923 группу объединяла идея «Электроорганизма» (так называлась новая живописная теория Редько).

Впервые работы проекционистов были показаны в 1922 на выставке, организованной Д.П.Штеренбергом в МЖК в Москве для «Первой русской художественной выставки» (1922–1923. Берлин–Амстердам). Как писал Я.А.Тугендхольд, «надо приветствовать усилия вернуться к разработке цветовых задач, к работе на холсте, к работе над картинами. Такие попытки углублённого изучения качеств цвета и различной кладки его являют собою работы Никритина, Редько, Тышлера <...> всё это ещё не более как “лабораторные” опыты, но это уже маленький шаг вперёд из четырёх стен лаборатории наружу, к плоти и крови живого мира. Шаг вперёд – от односторонности чисто-красочного супрематизма Малевича и бесцветного конструктивизма Татлина» (Я.А.Тугендхольд. Выставка в Музее живописной культуры // Известия, 1923, 10 января; цит. по: И.Лебедева. Лирика науки. С.186). В 1923 многие из проекционистов вошли в правление МЖК и организовали его работу исходя из новых задач проекционизма.

Последним ярким выступлением проекционистов как группы стала Первая Дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства (1924). Проекционисты назвали свою группу «Метод». В их манифесте говорилось: «Искусство есть наука об объективной системе организации материала. А всякая организация осуществляется через метод». Под этим названием группа вошла в историю движений 1920-х. Экспозиция группы демонстрировала методы проекционизма: вместо станковых полотен – в основном чертежи, графики, таблицы, утверждающие проекционизм в качестве идеи. Никритин также экспонировал на холсте в виде текста разработанную им новую систему искусствознания – «тектонику» (название отсылает к трудам А.Богданова и его тектологии – единственной науке, которая должна не только вырабатывать свои методы, но исследовать и объяснять их). Никритин использует принципы «тектоники» для своих разработок в области изучения искусства и для основной базы работы художника-проекциониста. Аналитические исследования организации живописного материала показали Лучишкин, Редько, Тышлер, Плаксин. Тряскин выставил абстрактный мобильный театральный станок и представил его чертежи.

Одна из важных идей проекционизма заключалась в том, что творческий процесс – самодостаточное явление и разные стадии его достойны быть представленными общественности. Творческий процесс – это не только эффектные находки, но и ошибки, казусы, парадоксы, которые иногда рождают оригинальные идеи. Проекционисты назидательно декларировали, что рождение нового искусства требует новых знаний, стройного, самостоятельного мышления – «пересадки глаз и головы», по выражению Редько (Л.Пчёлкина. Экспериментальное искусство 1920-х в России. С.105). Проекционисты реализовывали свои идеи в попытке создать Всеобщую федерацию левых строителей (1922) и в организации Проекционного театра. Многие участники группы «Метод» в 1925 стали членами ОСта и группа распалась. Никритин разрабатывал принципы проекционизма в своём творчестве до конца дней.

Проекционизм не является художественным течением в общепринятом смысле этого слова. Это кросс-дисциплинарный подход к творческому мышлению художника, отражающий общие тенденции тотальных экспериментов 1920 – начала 1930-х. В отличие от элитарности авангарда 1910-х, проекционисты пропагандировали свои взгляды и методы для широких масс всех творческих слоёв, в том числе для решения глобальных государственных задач. Многие идеи проекционизма нашли своё воплощение в искусстве новейших течений конца XX – начала XXI века (концептуализм, актуальное искусство и другое).

Литература:
  • Манифест группы «Метод» (проекционистов) // Каталог. I-я Дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства. М., 1924;
  • Я.А.Тугендхольд. Дискуссионная выставка // Известия, 1924, 31 мая;
  • А.А.Фёдоров-Давыдов. Художественная жизнь Москвы // Сб. Русское и советское искусство. М., 1975;
  • Ш.Дуглас. Период перехода. 1-я Дискуссионная выставка и общество станковистов (ОСТ);
  • И.В.Лебедева. Лирика науки – «Электроорганизм» и «Проекционизм» // Великая утопия;
  • Л.Р.Пчёлкина. Экспериментальное искусство 1920-х в России: теория и практика художников-проекционистов (группа «Метод») // Экспериментальное искусство. Влияние теории на художественное творчество. Сб. ст. под ред. О.Личчиарделло, С.Ломбардо, В.Петрова. М., 2011;

Автор статьи: Л.Р.Пчёлкина