«Москва – Париж. 1900–1930», «Париж – Москва. 1900–1930»

Выставка. Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина. 3 июня – 4 октября 1981

Изданы: Paris–Moscou. 1900–1930. [Catalogue de l’exposition] Paris, 1979;

Москва–Париж. 1900–1930. [Каталог выставки] В 2-х томах. М., 1981

Обложка каталога выставки «Москва–Париж. Париж–Москва» (М., 1981)

Крупнейшая выставка в истории французско-советских культурных обменов (включавшая более двух с половиной тысяч экспонатов) была воспринята не только как значительное художественное событие, но и как событие политическое – как знак разрядки и предвестник гласности. В Париже её открывали министр культуры СССР П.Н.Демичев и посол СССР во Франции С.В.Червоненко, с французской стороны – министр культуры Жан-Филипп Лека и министр иностранных дел Жан-Франсуа Понсе; в Москве в 1981 её посетил Л.И.Брежнев.

Выставка организована по инициативе выдающегося куратора XX века Понтюса Юльтена (директора Центра Помпиду). Её реализация стала возможной во многом благодаря решимости советского куратора выставки И.А.Антоновой (директора ГМИИ). В то время как критика модернизма всё ещё была господствующей идеологической моделью в СССР, в одном из главных музеев страны экспонировались произведения авангардного искусства, многие из которых прежде не только не выставлялись, но зачастую не воспроизводились даже в репродукциях.

К.С.Малевич, В.В.Кандинский, М.З.Шагал, П.Н.Филонов, Л.С.Попова и О.В.Розанова, Н.С.Гончарова и М.В.Ларионов соседствовали с шедеврами французской школы во главе с Пабло Пикассо и Анри Матиссом. Центральное место в экспозиции было отдано конструктивистской модели Памятника III Интернационалу В.Е.Татлина как главному символу Октябрьской революции, событию, которое явилось композиционным и хронологическим стержнем экспозиции. Выставка сыграла ключевую роль в процессе легализации авангарда в СССР и способствовала изучению авангарда на Западе.

Экспозиция стала частью знаменитой серии выставок «Париж–Нью-Йорк», «Париж–Берлин», «Париж–Москва», в которых впервые был реализован принцип мультидисциплинарности: художественные и культурные связи двух столиц показывались в хронологическом срезе, охватывая живопись, графику, прикладное искусство, архитектуру, музыку, литературу и кино. Выставка сопровождалась объёмным научным каталогом.

Литература:
  • Литература: S.Compton. Paris–Moscow 1900–1930, at the Centre Pompidou // Burlington Magazine. Vol.121. №918. September;
  • М.А.Бессонова. Выставка «Москва–Париж. 1900–1930» // Искусство. 1981. №10;
  • «Москва–Париж» [Обсуждение выставки «Москва–Париж 1900–1930» (Москва, 1981) за «круглым столом» в редакции журнала «Творчество»] // Творчество. 1981. №12.;

Автор статьи: О.А.Ольхефт