Памятник III Интернационалу (Памятник III Интернационала. «Башня Татлина»)

Утопический проект грандиозного по величине здания, разработанный в 1919–1920 В.Е.Татлиным. Наряду с контррельефами и «Летатлиным» стал иконой творчества художника. Проект оказал сильнейшее воздействие на развитие архитектуры ХХ столетия.

С 1918 Татлин как председатель московской художественной коллегии Отдела Изо НКП участвовал в организации и проведении плана монументальной пропаганды. В марте 1919 он сам берётся за разработку проекта памятника Октябрьской революции и получает на это заказ НКП. Пере­ехав из Москвы в Петроград, с середины 1919 Татлин отдаётся работе над проектом, совмещая её с устройством учебной мастерской материала, объёма и конструкции в Петроградском Свомасе. Весь следующий год вместе со своими помощниками и учениками мастерской он сооружает модель памятника. К третьей годовщине Октября с 8 ноября по 1 декабря 1920 проект демонстрировался на специальной выставке в бывшей мозаичной мастерской (б. АХ, Васильевский остров, 3-я линия). На ней была представлена модель памятника, выполненная из дерева (496 см), два «рисунка-чертежа», изображавшие его вертикальные проекции (фасады), рукописные лозунги, раскрывающие кредо и цели деятельности мастерской материала, объёма и конструкции, а также список, содержавший имя Татлина как автора проекта и его помощников в реализации замысла.

Агитповозка в моделью «Памятника III Интернационалу» на площади Урицкого в Ленинграде. 1 мая 1925
В.Е.Татлин (справа) на специальной выставке, демонстрирующей модель «Памятника III Интернационалу». Ноябрь 1920. Петроград
0 / 0

К открытию выставки издана брошюра Н.Н.Пунина «Памятник III Интернационала», излагавшая концепцию проекта. Согласно ей, памятник должен быть построен из двух стальных мостовых ферм, скрученных в спирали и восходящих одна внутри другой, с опорой на наклонную стальную мачту. Мачта и спирали внизу уходили в землю, вверху, постепенно сближаясь, они совмещались у ребристого стального цилиндра на верху мачты. Внизу у основания мачты две арки сложной кривизны принимали на себя вес восходящих спиралей. Внутри, в полости этого сооружения, размещались стеклянные тела-объёмы, являвшие собой отдельные здания. Они предназначались для служб управления Интернационалом: для законодательных – нижнее тело (куб), для исполнительных – пирамида, для осведомительных – цилиндр (над пирамидой). Не указанное в тексте Пунина самое верхнее тело – полусфера, – видимо, также отводилось для осведомительных служб, возможно – радио Коминтерна. Предполагалось, что все эти стеклянные здания: куб, пирамида, цилиндр и полусфера – будут вращаться внутри стального каркаса с различными скоростями, соотносимыми с космическими временными циклами: год, месяц, день и, вероятно, час.

Концепция, изложенная в брошюре Пунина, как и иллюстрации (фотографии с «рисунков-чертежей»), во многом не соответствовали модели памятника. Вероятно, концепция проекта и «рисунки-чертежи» рассматривались Татлиным как некое «идеальное» и более совершенное представление проекта памятника, чем его модель. Это подтверждается неоднократными возвращениями Татлина к памятнику в последующие годы. В 1923 для Выставки картин петроградских художников всех направлений он вновь выполняет «рисунки-чертежи», теперь уменьшенные и без их изменения. Для советского раздела на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже (1925) изготавливает новую модель памятника, заметно отличающуюся размерами (4 метра), пластикой и конструкцией от первой версии модели 1920. Обе модели памятника, как и версии «рисунков-чертежей», не сохранились.

В целом Татлин высоко оценивал свой проект. По словам А.Г.Сотникова, помогавшего в 1929–1932 строить «Летатлин», в частных разговорах о проходившем в те годы конкурсе на проект Дворца Советов для Москвы Татлин неоднократно заявлял, что его проект Памятника III Интернационалу остаётся самым революционным советским памятником, что он мог бы быть возведён в качестве уже Дворца Советов и установлен на месте так, что под опорами башни могла протекать река Москва.

Башня Татлина действительно явила собой новый тип памятника глобального исторического события, какой была русская революция. Образ восходящих спиралей стал новым ярким символом революционного времени. Памятник выявил новые материальные соотношения пластических и конструктивных качеств стали и стекла. Сочетание динамичной формы сквозной стальной конструкции с кинетическим эффектом вращения стеклянных тел создало неожиданный прецедент пропаганды не только политической идеи, но и нового художественного явления, став первым произведением русского конструктивизма.

Литература:
  • Н.Пунин. О памятниках // Искусство коммуны. 1919. №4;
  • Н.Пунин. Памятник III Интернационала. Проект худ. В.Е.Татлина. Пг., 1920;
  • В.Шкловский. Памятник Третьему Интернационалу // Жизнь искусства. 1921. №560–562. 5–9 января;
  • А.Стригалёв. О проекте «Памятника III Интернационала» // Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры. М., 1973;
  • А.Стригалёв. Искусство конструктивистов: от выставки к выставке (1914–1932) // Советское искусствознание. Вып.27. М., 1991;
  • Владимир Татлин. Ретроспектива. Сост. А.Стригалёв и Ю.Хартен. [Каталог] Köln, 1993.;

Автор статьи: Д.Н.Димаков