Остранение – один из ключевых концептов теории Опояза, описанный в программной статье В.Б.Шкловского «Искусство как приём» (Шкловский. 1917). Остранение стало одним из ключевых понятий модернизма в целом, на английский его переводят как estrangement, на французский – étrangement, на немецкий – Verfremdung.

По Шкловскому, остранение – это «вывод вещи из автоматического восприятия», рассматриваемый как специ­фическая техника литературного и художественного творчества, которая в терминологии одного из лидеров формалистской школы определялась как «приём». Шкловский писал, что «целью искусства является дать ощущение вещи как ви́дение, а не как узнавание». Произведение искусства, по его мысли, позволяет воспринять реальность в её непосредственности, вне привычных представлений, вне общепринятых стереотипов. Свежесть, отчётливость контакта с действительностью ощущаются как последствие объективированности материала и эксплицированности метода его преобразования в произведение искусства. Шкловский считал, что «искусство есть способ пережить деланье вещи». В качестве примеров, на которых была построена эта теория, использовался литературный материал: проза Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя, Кнута Гамсуна, а также русский фольклор.

Понятие остранения формулируется на стыке нескольких существенных для авангардистских экспериментов начала ХХ века концептуальных проблем и установок: поиска нового реалистического языка, эмансипации художественной формы в формотворческих инновациях, а также разработки новых психологических принципов восприятия искусства. Остранение сыграло важную роль в истории не только авангардистской литературы, но и авангардистской культуры в целом и как теоретическая идея, и как техника, используемая в творчестве писателями, художниками, драматургами, сценаристами и режиссёрами.

В первую очередь остранение – дань футуристской традиции. Шкловский был одним из участников футуристского движения. Приём остранения характерен и для его прозы, и для его киносценариев, а также для произведений В.В.Каменского, Б.К.Лифшица, В.В.Маяковского и других членов группы. Расподобление образа, позволяющее воспринимать вещь по-новому, – приём, используемый в живописи и скульптуре как русских, так и итальянских футуристов. Можно привести в качестве примера работы К.С.Малевича, Умберто Боччони, Д.Д.Бурлюка, Карло Карра и других. Для постфутуристической традиции переосмысление идеи Шкловского было чрезвычайно плодотворно. В частности, техники коллажа и монтажа разрабатывались впоследствии под влиянием остранения. Ученица Шкловского, представитель второго поколения формализма Л.Я.Гинзбург построила поэтику монтажной фрагментарной прозы в полемике с теорией своего учителя (Савицкий 2013).

Вне рамок футуризма остранение было актуально для художников-авангардистов и интерпретаторов их творчества. На неузнавании бытового предмета и ви́дении в нём художественного образа строится жанр реди-мейд, изобретённый Марселем Дюшаном в 1910-е. Начиная с периода аналитического кубизма, использование вещи как элемента художественного образа чрезвычайно распространено в авангарде. Об этом свидетельствует, например, «Натюрморт с плетёным стулом» Пабло Пикассо (1912), в который был включён фрагмент сиденья и канат. Для дадаизма и сюрреализма это один из ключевых художественных приёмов. Остранение – существенный элемент создания и восприятия ассамбляжей.

Направления, развивающие эти авангардистские эксперименты во второй половине ХХ века, – неодадаизм, Флуксус, Зеро, бедное искусство, новые реалисты, поп-арт и другие – берут на вооружение эту технику и наследуют эстетическую проблематику, в контексте которой она была изобретена и использовалась. Большинство попыток построения новой психологии творчества и художественного восприятия или создания новой реалистической конвенции предполагают очередное обращение к остранению, которое за последние десятилетия было переформулировано в разных философско-эстетических контекстах, вследствие чего утратило непосредственную связь с футуризмом и постфутуристским контекстом.

Литература:
  • Литература: В.Б.Шкловский Искусство как приём // Сб. по теории поэтического языка. Вып.II. Пг., 1917; R.Lachmann. Die “Verfremdung” und das “neue Sehen” bei Viktor Šklovskij // Poetica. №3. 1970; О.А.Ханзен-Леве. Русский формализм. Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения. СПб., 2001; C.Ginzburg. L’ Étrangement // C.Ginzburg. A distance. Neuf essais sur le point de vue en histoire. Paris, 2001; С.А.Савицкий. Частный человек. Л.Я.Гинзбург в конце 1920-х – начале 1930-х гг. СПб., 2013.;

Автор статьи: С.А.Савицкий