«Ослиный хвост»

Выставка. Москва, выставочное помещение МУЖВЗ, Мясницкая, 21. Март – апрель 1912

Издан: Ослиный хвост. Каталог выставки картин группы художников Ослиный хвост. М., 1912.

Выставка организована М.Ф.Ларионовым; вторая (после «Бубнового валета» зимой 1910–1911) из серии его четырёх знаменитых выставок живописи авангарда начала 1910-х. Смысл эпатажного названия выставки связан с известной в кругах художников историей об ослике из Парижа, который кистью, привязанной к его хвосту, создал картину, якобы признанную художественной критикой за шедевр живописного искусства. «Ослиный хвост» был организован Ларионовым после его решительного разрыва с группой своих бывших единомышленников – художниками П.П.Кончаловским, А.В.Лентуловым, И.И.Машковым, создавшими в конце 1911 художественное общество «Бубновый валет». Выставка Ларионова открылась вскоре после второй выставки «Бубнового валета» в феврале 1912. В ней приняли участие его соратники – В.С.Барт, С.П.Бобров, Н.С.Гончарова, К.М.Зданевич, И.Ф.Ларионов, А.В.Шевченко; близкие в это время к Ларионову К.С.Малевич и В.Е.Татлин; молодые художники из Петербурга М.В.Ле-Дантю, В.И.Матвей, Е.Я.Сагайдачный; а также А.А.Моргунов, Н.Е.Роговин, И.А.Скуйе, А.В.Фонвизин, М.З.Шагал, А.С.Ястржембский. Одновременно с «Ослиным хвостом» и в том же выставочном помещении была развёрнута экспозиция петербургского объединения «Союз молодёжи», в ней участвовали В.Д.Бубнова, К.В.Дыдышко, А.М.Зельманова, Л.Н.Курчанинова, П.И.Львов, В.И.Матвей, Л.Я.Мительман, С.А.Нагубников, П.Д.Потипака, О.В.Розанова, Э.К.Спандиков, И.С.Школьник, П.Н.Филонов (вне каталога) и другие.

В.Е.Татлин. Матрос. 1911. Холст, темпера.71,5х71,5. ГРМ («Ослиный хвост». №257 по каталогу)
Н.С.Гончарова. Крестьяне, собирающие яблоки. 1911. Холст, масло. 104х97,5. ГТГ(«Ослиный хвост», №68 по каталогу)
Карикатура. «Будильник». 1913. №39. 29 сентября
0 / 0

Выставка открылась в новом выставочном здании МУЖВЗ на ул. Мясницкой. Провокационный и скандальный смысл названия «Ослиный хвост» проявился с самого начала: в день открытия в выставочном помещении возник пожар (его удалось быстро потушить); к тому же по требованию цензора из основной экспозиции были сняты религиозные произведения Гончаровой (тетраптих «Четыре апостола») и картина Филонова. Московская пресса своими публикациями о соперничестве «бубновых валетов» и «ослиных хвостов» также подогревала интерес публики к выставке. Но эти проявления эпатажного характера отнюдь не составляли основного её содержания. В историю искусства авангарда «Ослиный хвост» вошёл не столько благодаря скандальности названия, но главным образом из-за новаторского характера и высокого качества представленных на выставке живописных произведений.

Живопись художников-экспонентов «Ослиного хвоста» была выполнена в примитивистском стиле. В 1912 примитивистский период в творчестве лидера группы Ларионова достиг фазы зрелости и наивысшей силы художественного выражения. Это проявилось и в живописи Ларионова, представленной на выставке. Его экспозиция была значительна – более 40 произведений. Среди них выделялась серия полотен, созданных художником по мотивам его «несостоявшегося путешествия в Турцию». Для таких произведений серии, как «Турок» (1911–1912. ГТГ), характерно весьма изысканное цветовое решение композиции, но в то же время и определённый возврат к изображению радостных и идиллических сцен в черноморском пейзаже – теме уже закончившегося импрессионистического периода творчества. В «Турецкой сцене. Курильщице» (1911. Частная коллекция, Париж; вероятно, она же «Барышня и служанка» в каталоге выставки) примитивистская трактовка изображённых персонажей сочеталась с плоскостным, но при этом крайне изысканным, построенным на тончайших оттенках и нюансах цвета, решением фона картины.

На выставке было показано значительное количество полотен из «солдатской» серии Ларионова. Они были связаны с впечатлениями от военной службы, которую художник проходил с конца 1910. Многие из произведений, представленных на выставке, сейчас хорошо известны: «Утро в казармах» (1910. ГТГ), «Этюд близ лагеря» (1911. ГРМ), «Отдыхающий солдат» (1911–1912. ГТГ), «Казак» («Солдат на коне». 1911–1912. Галерея Тейт, Лондон). Для произведений «солдатской» серии, созданных на вершине примитивистского периода творчества Ларионова, характерно сочетание нарочито «приземлённых» сюжетов, взятых из повседневных армейских будней, с весьма изысканными и нетрадиционными живописными решениями. При этом Ларионов смело вводит в свои полотна такие элементы, как примитивный рисунок, заборные надписи или даже цифры на табличках с указанием номера воинской части. Особенно эпатажным и провокационным, вызвавшим негодование досужей газетной критики, стал его «Автопортрет» («Собственный портрет Ларионова». 1911–1912. Частная коллекция). Художник со смеющимся лицом изображён на нём в белой рубашке с расстёгнутым воротом, в картину введена надпись – как будто бы его собственноручная подпись.

Другие произведения Ларионова, показанные на выставке, также относятся к числу его лучших живописных работ. Среди них – «Причёска перед выходом на сцену» («Дамский парикмахер». 1910–1911. Частная коллекция), связанная ещё с предыдущей – «парикмахерской» – серией, или же «Цирковая танцовщица перед выходом» (1911. ООМИИ), в которой нашёл своё отражение интерес художника к провинциальным театральным афишам. В ряде других своих работ Ларионов пытался как бы расширить границы живописи, обращаясь к новым техникам передачи действительности («Моментальная фотография», «Фотографический этюд весеннего талого снега» и другие) или изображая не свойственные живописи прежде темы и проявления жизни («Женщина в синем корсете (газетное объявление)»). Наконец, такие произведения, как «Сцена (кинематограф)» (1911–1912. Центр Помпиду) и «Кёльнерша» (1911–1912. ГТГ), были созданы в приглушённой и отчасти монохромной цветовой гамме, с преобладанием мягкого белого цвета. В творчестве изысканного колориста Ларионова такое временное «затухание» интенсивности живописного цвета свидетельствовало о грядущих скорых переменах в его живописной манере.

Произведения других участников выставки также представляли богатые возможности примитивизма. Этого направления придерживались и другие мастера – соратники Ларионова. Ими были показаны довольно большие экспозиции примитивистских картин. В некоторых произведениях Шевченко, таких как несколько его «солдатских» полотен, также навеянных впечатлениями от военной службы, ощущалось определённое влияние творчества лидера группы – Ларионова. Другой вариант примитивизма (пожалуй, несколько более близкий к живописи художников «Бубнового валета») продемонстрировал в своих картинах Моргунов. В экспозиции Татлина привлекали внимание серия его «матросских» произведений, связанных со службой во флоте («Продавец рыб» и другие), и эскизы костюмов к постановке «народной драмы» «Царь Максемьян».

Значительный интерес вызвала обширная (более 50 картин) экспозиция Гончаровой. Многие из показанных художницей живописных произведений относятся к лучшему как в её наследии, так и в живописных достижениях русского примитивизма. Это её религиозные произведения (тетраптих «Четыре апостола» в связи с цензурным запретом демонстрировался в отдельном помещении), сцены из крестьянской жизни («Крестьяне, собирающие яблоки», «Жатва», «Хоровод» и другие), натюрморты. В своих произведениях Гончарова смело использовала элементы народного искусства – иконы, лубочной картинки или даже расписных жестяных подносов («Курильщик» (стиль подносной живописи)»). Художница представила на выставке как серии произведений, созданных на один сюжет, так и полиптихи, состоящие из нескольких частей. Интересные возможности дальнейшего развития живописи авангарда демонстрировали её полотна из серии «Художественные возможности по поводу павлина»: в них изображение птицы было выполнено поочерёдно в «китайском стиле», «египетском стиле», «стиле русской вышивки», а также в современной манере – «стиле кубистов» и «стиле футуристов».

Свою вариацию примитивистской живописи представил на выставке Малевич. Показанные им произведения «крестьянского цикла» («Уборка ржи», «Похороны крестьянина», «Крестьянки в церкви») стали важнейшим этапом в его творческом развитии. В своих оригинальных произведениях, созданных в период «Ослиного хвоста», Малевич оказывается отчасти близким к примитивистскому творчеству Гончаровой и сопоставим с ним в гораздо большей степени, нежели с творчеством других участников группы. Другие картины Малевича были связаны с городской жизнью. Такие его произведения, как «Мозольный оператор в бане», «Аргентинская полька», отличаются красочностью и смелостью в выборе темы и в композиционном решении, в то же время для них характерна определённая эпатажность.

Выставка «Ослиный хвост» вызвала большой интерес публики и значительное количество откликов в прессе; из многочисленных публикаций заслуживает быть отмеченной рецензия М.А.Волошина (Ослиный хвост // Русская художественная летопись. 1912. №7. Апрель).

Литература:
  • Литература: Лобанов 1930; Александр Флакер. Ослиный хвост. Об одном самоименовании // Памяти Харджиева 2000; А.А.Стригалёв. О выставочной деятельности петербургского общества художников «Союз молодёжи» // Волдемар Матвей и «Союз молодёжи». Отв. ред. Г.Ф.Коваленко. М., 2005; Поспелов 2008; Иньшаков 2010.;

Автор статьи: А.Н.Иньшаков