Оркестровая живопись

Термин, предложенный К.М.Зданевичем для обозначения ряда его работ 1917–1918, отличительной особенностью которых являлось соединение в рамках одной картины разных стилевых приёмов, в основном идущих от кубизма и примитивизма.

Оркестровая живопись восходит к всёчеству, её теоретическим обоснованием занимались А.Е.Кручёных и И.М.Зданевич: «Стремясь к обобщениям, мастер может писать сегодня в одной манере, завтра – в другой. Так стал работать Ларионов. Кирилл Зданевич шагнул дальше. Можно писать не только в разной манере, но и соединять разное понимание живописи на одном холсте <...> Соединяя манеры, мастер освобождает искусство от власти временных задач и, уничтожая случайный характер всякого стиля, сообщает произведению необычайную полноту» (А.Кручёных, Эли Эганбюри [И.Зданевич]. Предисловие к каталогу выставки картин К.Зданевича. Тбилиси, 1917. С.2). Работы К.Зданевича, выполненные в манере оркестровой живописи, выставлялись на персональной выставке художника, открывшейся в Тбилиси 5 ноября 1917 («Портрет поэта Юрия Дегена», «Бокс», «Синдикат футуристов» и другие).

Литература:
  • Литература: Т.Вечорка. Выставка картин К.Зданевича // Тифлисский листок. 1917. №264. 25 ноября; Н.Чернявский. Выставка К.Зданевича. На полях каталога // Республика. 1918. №146. 11 января; А.Кручёных. Творчество художника К.Зданевича // Тифлисский листок. 1919. 23 февраля; А.Кручёных. Миллиорк. Тбилиси, 1919; И.К.Дзуцова. Зданевич. Страницы творческой биографии // К.Зданевич, И.Зданевич. [Каталог] Тбилиси–Париж, 1989 (на груз. яз.); К.Зданевич и кубофутуризм [Каталог] Нью-Йорк,1987; Крусанов. Т.II. Кн.2.;

Автор статьи: Т.Л.Никольская