Ориентализм был важной частью идейной программы художников раннего авангарда. Однако влияние восточного искусства на произведения русских авангардистов больше проявилось в теории и манифестах, чем в художественной практике. В отличие от примитива (городская вывеска и лубок), иконописи и детского творчества, в которых авангардисты непосредственно заимствовали художественные приёмы, восточное искусство привлекало художников авангарда в большей степени своей сюжетно-тематической стороной. Погружение в атмосферу Востока (особый уклад жизни, специфическая культура) было для них гораздо важнее, чем изучение особенностей восточного искусства. Это была дань традиции, имевшей в России давние корни («шинуазери» XVIII века) и продолженной мирискусниками (Н.К.Рерих и К.С.Петров-Водкин), голуборозовцами (П.В.Кузнецов и М.С.Сарьян), за ними – русскими-советскими художниками, жившими в Средней Азии в 1920–1930-е (см.: Туркестанский авангард).

Но художники раннего авангарда шагнули дальше и подвели под эту традицию теоретическое обоснование. Идеологами были М.Ф.Ларионов и в меньшей степени И.М.Зданевич. Во вступительной статье к каталогу своей персональной выставки Н.С.Гончарова (реальными авторами этого предисловия были Ларионов или Зданевич; см.: Поляков 2007. С.444) призывала обратиться к «первоисточнику всех искусств, к Востоку» (Выставка картин Наталии Сергеевны Гончаровой. 1900–1913. М., 1913. С.1).

Приверженность Востоку стала для Ларионова поводом к разрыву с «Бубновым валетом» сразу после первой выставки общества (1910). Ларионов обвинял бубновалетцев в подражательном западничестве. Этой же теме был посвящён диспут «Восток, национальность и Запад» (1913), состоявшийся в связи с открытием выставки «Мишень». Под воздействием идей Ларионова братья Зданевичи и М.В.Ле-Дантю летом 1912 отправились на Кавказ. В Тифлисе они «открыли» Нико Пиросмани и показали его картины на «Мишени».

Для некоторых авангардистов Восток стал воплощением архаики (скифство В.Д.Бурлюка, «каменные бабы» Гончаровой).

Однако тема Востока недолго увлекает художников-авангардистов. К середине 1910-х влияние идей ориентализма практически исчерпывает себя.

Литература:
  • Литература: Я.Тугендхольд. Современное искусство и народность // Северные записки. 1913. Ноябрь; Русское искусство между Западом и Востоком. Материалы конференции. Москва. Сентябрь 1994. М., 1997; Поляков 2007 (глава V: Путь на Восток).;

Автор статьи: А.Д.Таргулов