Орфизм (Орфеизм. Симультанизм. Симультанеизм)

Одним из создателей орфизма был Робер Делоне, название стилю дал Гийом Аполлинер. Делоне писал: «В природе цвет-движение создаётся светом. Движение определяется неравными соотношениями, контрастами цвета, так творится действительность. И эта действительность <...> носит характер ритмической симультанности. Симультанность в цвете и есть гармония, иначе говоря – цветовые ритмы, в которых рождается видение человека <...> Будем учиться видеть <...> синхроматическое движение (симультанность) света, эту единственную реальность» (О цвете // R.Lipsey. An Art of Our Own The Spiritual in Twentieth Century Art. Boston, 1988. P.97. Пер. с англ.). Основные характеристики орфизма, по Делоне: цветовая синхрония, симультанность в восприятии, «музыкальность объектов», светопроницаемость и цветовые диски, «в основе которых лежат цветовые соотношения, возникшие во взаимодействии <...> контрасты, диссонансные гармонии» (J.Lassaigne. Sonia Delaunay or the Sovеreignty of Colour // Künstlerinnen der Russischen Avangarde / Women Artists of the Russian Avant-Garde. 1910–1930. Galerie Gmurzynska 1979–1980. [Katalog] Köln, 1979).

Хотя критик Андре Варно и говорил о полотне Робера Делоне «Город Париж» (1910–1912. Центр Помпиду) в Салоне Независимых (1912) как о «свидетельстве расцвета новой школы – орфизма», он ошибся: орфизм не расцвёл наподобие кубизма, футуризма и супрематизма. Видимо, М.Ф.Ларионов понимал это, когда в манифесте лучизма (1913) назвал живопись Делоне «переходным кубизмом футуристического толка» (М.Ларионов. Лучистская живопись // Ослиный хвост и Мишень. М., 1913). Д.Д.Бурлюк в своём обзоре кубизма предупреждал, что «рондизм» (видимо, имеется в виду орфизм) вполне может стать частью «академического канона» (Д.Бурлюк. Кубизм // Пощёчина общественному вкусу. М., 1912). Также и для А.В.Грищенко орфизм был скорее не стилем, а стилизацией, беспорядочной и легко имитируемой (А.Грищенко. О группе художников «Бубновый валет» // Аполлон. 1913. №6. С.36).

А.В.Лентулов. Астры. 1913. Холст, масло. 101×100. ГТГ
Члены ОСА на конференции. В центре сидят М.Я.Гинзбург и А.А.Веснин. 1928
0 / 0

Подобно воздушной музыке самого Орфея, орфизм был движением эфемерным и хрупким, однако он несомненно повлиял на творчество многих несхожих художников – американцев Стэнтона МакДональда-Райта и Моргана Рассела, чеха Франтишека Купки, и особенно русских авангардистов – В.Д.Баранова-Россине, А.А.Экстер, В.В.Кандинского, Н.И.Кульбина, А.В.Лентулова, М.В.Матюшина, А.А.Моргунова, Г.Б.Якулова, К.М.Зданевича. Даже в работах М.З.Шагала, Н.С.Гончаровой и Ларионова использован орфический метод декоративной, полихроматической ритмизации реальных объектов.

Во многих картинах Экстер 1910-х («Город ночью». 1913. ГРМ; «Флоренция». 1914–1915. ГТГ; «Композиция». 1914. ГТГ) угадываются элементы полихроматической системы Делоне – в общей «цветовой оркестровке» (определение Бурлюка), в кубофутуристических преломлениях и концентрации цвета. Эти элементы прослеживаются в картинах ученика Экстер и её земляка А.К.Богомазова, а также у Баранова-Россине, который испытал влияние симультанизма, например, в работах, представленных на выставке «Звено» (1908. Киев). Позже синтетистские концепции Баранова-Россине нашли своё развитие и воплощение в оптофонической теории и цветомузыкальном аппарате – оптофоне (1923). Живя в Париже начиная с 1910, Баранов-Россине познакомился с супругами Делоне и воплотил идеи орфизма в своих пейзажах и фигурах (1913), основанных на кинетической композиции солнечных дисков, сфер и радуг.

Русские художники были знакомы с художественной системой Робера Делоне 1912–1914 благодаря либо прямым контактам в Париже, либо французским или русским печатным изданиям, либо лекциям и частным источникам информации. В частности, Лентулов был лично знаком с супругами Делоне и имел информацию об орфизме из первых рук. Система орфизма нашла незамедлительное отражение в живописи Лентулова («Москва». 1913. ГТГ; и другие). Он даже изобрёл свой собственный «изм» – «орнеизм».

Непосредственное воздействие орфизма ощутимо в работах и других русских авангардистов, например Якулова. Часть лета 1913 Якулов провёл с супругами Делоне в Лувсьенне, и его картины периода 1912–1914 напоминают орфистские работы Делоне («Кафе-шантан». 1912. НГА). В декабре 1913 Якулов развил свои идеи в лекции, прочитанной в «Бродячей собаке», а затем в манифесте «Мы и Запад» (январь 1914). Именно в «Бродячей собаке» русские художники и интеллектуалы услышали первые сообщения о новых концепциях Делоне. 22 декабря поэт и историк литературы А.А.Смирнов сделал доклад о симультанизме. Доклад сопровождался показом фотографий и картин; вероятно, была представлена и копия поэмы Блеза Сандрара «Проза Транссибирского экспресса и маленькой Жанны Французской», иллюстрированная Соней Делоне. Якулов присутствовал на смирновской презентации и, видимо, был не в восторге от услышанного. Восемь дней спустя он прочёл свою собственную лекцию, озаглавленную «Естественный Свет (Архаический Солнечный), Искусственный Свет (Современный Электрический)», в ней он попытался охладить смирновский энтузиазм по поводу Делоне и утвердить своё первенство (А.Парнис, P.Тименчик. Программы «Бродячей собаки» // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1983. Л., 1985. С.220–221).

По отношению к архитектуре чаще применяется термин «симультанизм».

Литература:
  • Литература: R.Delaunay. Du cubisme a l’art abstrait. Documents inedits publies par P.Francastel. Paris, 1957; Artur Cohen. Sonia Delaunay. New York, 1975; Е.Костина. Георгий Якулов. М., 1979; A.Malochet. Atelier Simultané de Sonia Delaunay 1923–1934. Milanо, 1984; Sonia et Robert Delaunay. Musée d’Art Moderne de la Ville de Paris. [Catalogue] Paris, 1985; A.Madsen. Sonia Delaunay. New York, 1989; J.Damase. Sonia Delaunay. Fashion and fabrics. New York, 1991; S.Baron, J.Damase. Sonia Delaunay. The life of an artist. New York, 1995; Е.В.Забелина. Симультанеизм как прорыв визуальных образов во временнóе измерение // Культура и искусство. 2012. №4.;

Автор статьи: Джон Боулт