Теоретические взгляды крупнейшего художника ХХ века, основоположника абстрактного искусства В.В.Кандинского были изложены в его книге «О духовном в искусстве». По свидетельству самого художника, в течение нескольких лет (с 1904 по 1908) он записывал свои мысли и наблюдения, которые затем легли в основу будущего трактата. Сохранившаяся рукопись книги на немецком языке «Über das Geistige in der Kunst» датируется августом 1909. Но впервые книга «О духовном в искусстве» была издана в декабре 1911 (с датой 1912) в мюнхенском издательстве Райнхарда Пипера. В следующем, 1912, вышли в свет ещё два дополненных немецких издания. Успех книги был огромный, её считали «евангелием искусства ХХ века». Русская общественность познакомилась с основными положениями книги Кандинского в докладе Н.И.Кульбина, прочитанном им на заседании Всероссийского съезда художников в Петербурге (29–31 декабря 1911) и опубликованном в апреле 1914 в «Трудах съезда». В 1914 вышел английский перевод книги, подготовленный Майклом-Эрнестом Сэдлером. В том же году в московском издательстве «Искусство» Г.А.Ангерт и Е.Д.Шор готовили книгу Кандинского к печати, дополнив её новыми переводами из второго мюнхенского издания. К русскому варианту книги Кандинский планировал присоединить в виде приложения свою теоретическую статью «К вопросу о форме», ранее опубликованную в альманахе «Синий всадник». Но из-за начавшейся Первой мировой войны работа над изданием была прекращена. Последующая попытка Кандинского выпустить книгу в России (предположительно в издательстве З.И.Гржебина) в послереволюционные годы (1919–1921) также оказалась безрезультатной.
Книга «О духовном в искусстве» содержит введение, восемь глав и заключительное слово. В качестве иллюстраций в ней помещены восемь репродукций и три цветные таблицы. Обложка и начало каждой главы оформлены чёрно-белыми заставками, выполненными в технике гравюры, созданными художником специально для немецкого издания. Книга посвящена памяти старшей сестры матери Кандинского, его тётки, Е.И.Тихеевой, сыгравшей важную роль в формировании его художественного мировоззрения.
Теоретический труд Кандинского «О духовном в искусстве» является программным философским сочинением, в котором автор изложил свои взгляды на развитие современного искусства, сформулировал собственную художественно-эстетическую концепцию. В отличие от материалистов и позитивистов, Кандинский признавал объективно существующее духовное начало, понимаемое им как конечная цель всех видов искусства. Это понимание сформировалось на основе теософских, антропософских и символистских исканий в кругах русской и западноевропейской художественной интеллигенции начала ХХ века, а также благодаря новейшим естественно-научным открытиям в области атомной теории строения материи.
Кандинский стремился открыть новые способы постижения действительности, обнаружить связь между миром духовным и реальным. Предмет, по его мнению, необходимо освободить от внешней материальной формы, и задача творческой личности заключается в отказе от всего поверхностного и случайного. Кандинский наделяет художника даром особого видения и считает, что он должен сосредоточиться на внутренне существенном, уловить сокровенную духовную жизнь и воплотить её в своём произведении. Новое искусство должно стремиться к познанию собственных сил и средств, к синтезу в создании «подлинно монументального искусства».
Главная идея эстетики Кандинского – «принцип внутренней необходимости». Именно она является тем двигателем, который управляет творчеством каждого художника и развитием искусства в целом. С её помощью художественное содержание, его духовная сущность стремятся материализоваться, обрести чувственно воспринимаемую форму.
Выдвинув в качестве основополагающего фундамента искусства его духовное содержание, Кандинский сформулировал основы беспредметного творчества, связывая их с проблемой духовности в искусстве. Художник считал, что сокровенный внутренний смысл полнее всего может выразиться в абстрактной живописи, организованной из первоэлементов изобразительного языка – формы, линии, цвета, – и их психофизического воздействия на человека. В главе «Язык форм и красок» Кандинский, опираясь на учение о цвете Гёте и других предшественников, подробно анализирует взаимодействие различных форм и цвета, принципы взаимоотношений цветов друг с другом, символическое значение каждого из них.
Осознав высочайшее назначение искусства в его поступательном развитии и определив роль художника как пророка, Кандинский провозгласил о начале «Эпохи Великой Духовности».
Его книга вобрала в себя дух своего времени и внесла значительный теоретический вклад в осмысление освобождения искусства от «предметной зависимости».