Европейская тенденция (стиль) в графическом дизайне конца 20-х – начала 30-х годов прошлого века, условно говоря, пóзднее проявление конструктивизма в советском графическом дизайне (см.: Конструктивизм), буквальный перевод заголовка книги немецкого типографа Яна Чихольда (Jan Tschichold, 1902–1974) «Die neue Typographie. Ein Handbuch für zeitgemäss Schaffende» (Berlin, 1928). Термин указывает на момент культурного сближения отечественного графического дизайна с западным в середине межвоенного периода.
Отрывки из книги Чихольда печатались в русском переводе в нескольких номерах журнала «Полиграфическое производство» (№6–12, 1929) под названием «Новое оформление печатного произведения», а позже основные положения книги были изложены отдельной главой в учебном пособии Л.И.Гессена «Архитектура книги» (Л., 1931). На знаковый 1932 планировалось русское издание всей книги, но по понятным причинам оно не состоялось.
Книга Чихольда – концептуальный отклик на обширную западную и советскую практику типографов-модернистов и на соответствующие труды теоретиков радикального обновления в оформлении печати. За три года до Чихольда статью под названием «Современная типографика: цель, практика, критика» опубликовал Ласло Мохой-Надь (Zeitgemässe Typographie. Ziele, Praxis, Kritik // Gutenberg-Festschrift. 1925). Эту статью в сокращённом виде также дали в «Полиграфическом производстве» (1928. №8) под названием «Типографическое оформление наших дней». Как видно, русские специалисты испытывали трудность с прямым переводом интернационального термина «типография», ибо это слово в русском языке не относится к творческой деятельности. С.Б.Телингатер пользовался термином «новое полиграфическое оформление», который также отсылает к немецким публикациям. Советские коллеги Чихольда и Мохой-Надя не располагали устоявшимся термином даже для обозначения собственной профессии. Такая непереводимость была, естественно, не только сугубо лексической проблемой, но и знаком устойчивого неблагополучия в отечественной культуре оформления печати, в материальной культуре вообще.
Немецкие публикации сыграли судьбоносную роль в творчестве советских дизайнеров-производственников второго поколения (представители первого поколения шли более-менее своим, доморощенным путём). В меру ограниченности технических и шрифтовых возможностей новая типографика стала массовым явлением и даже общим местом в оформлении советской печати, а также и предметом теоретического освещения. Зачастую поверхностно и не в полной мере советские типографы воспользовались новыми принципами, в основе которых – строгость и достаточность, граничащие с минимализмом, в оформлении научной книги и беллетристики; активность и острота в оформлении плакатов, рекламы, агитационно-пропагандистской литературы и всяческой акциденции; исключение каких-либо орнаментальных и, шире, декоративных мотивов; функциональная обусловленность любого элемента или приёма; экономия опорных линий, геометрическая прозрачность типографической композиции; безусловное предпочтение гротескным шрифтам (шрифтам без засечек); стремление к современности; конгениальность новому искусству и архитектуре, но в то же время непременная «самовитость», типографичность (Чихольд: «типографика – не живопись!»).
В круге советских новых типографов выделились (в алфавитном порядке) Г.И.Гладышева, Э.А.Гутнов, В.Н.Ёлкин, Н.В.Ильин, М.А.Кирнарский, И.Д.Кричевский, Е.И.Межбарг, Н.А.Седельников, Н.А.Спиров, Ф.Ш.Тагиров, Телингатер. Этим, а также многим анонимным дизайнерам (таковые преобладали) удалось довести бескомпромиссно новую линию примерно до 1934.
Хотя термин актуализирован довоенной эпохой, влияние принципов новой типографики прослеживалось весь ХХ век. Прослеживается и в наши дни, несмотря на перманентное обновление в графическом дизайне. В начале ХХI века в лексиконе отечественных дизайнеров обосновалось слово «типографика» – в том самом значении, которое свойственно немецкому слову «Typographie» и подобным ему словам других европейских языков. Посему русское издание знаменательной книги Чихольда, которое наконец-то состоялось, обрело название, адекватное оригинальному: «Новая типографика».
Литература:
- Владимир Кричевский. Типографика в терминах и образах (в двух томах). М., 2000;
- второе издание: Тула, 2010;
- Ян Чихольд. Новая типографика: Руководство для современного дизайнера. М., 2011.;