Нижегородские СХМ (Свободные художественные мастерские)

1919–1921

Решение об открытии первой в городе художественной школы было принято 4 марта 1918 на заседании вновь избранного комитета Нижегородского городского художественного и исторического музея. Директор художественного отдела музея М.С.Рукавишников выделил для школы помещения в своём доме (ныне – здание Историко-архитектурного музея-заповедника).

В начале 1919 отдел искусств Нижегородского губоно приступил – по примеру Москвы – к организации Нижегородских свободных художественных мастерских (СХМ). 15 апреля 1919 началась запись учащихся. Принимались лица, достигшие 16 лет. Документов об образовании не требовалось. Тем самым был открыт доступ к образованию всем желающим, что было важно в условиях подавляющей неграмотности малоимущих слоёв населения. Слово «свободный» имелось не только в названии мастерских, но и подтверждалось правом учащихся на свободный выбор руководителя. При желании можно было вообще свободно творить «новое искусство», поскольку «все художественные течения находят себе место в свободных художественных мастерских», как было сказано в объявлении о приёме учащихся.

СХМ были открыты 8 октября 1919 и занимали третий этаж и флигель дома Рукавишниковых. В мастерских было два отделения – живописное и скульптурное. Временно мастерские возглавили скульпторы М.С.Рукавишников и Ф.П.Макурин. Подобные же мастерские открылись в рабочих районах города и в уездных центрах (Канавино, Сормово, Арзамас, Павлово, Васильсурск, Лукоянов).

По предложению губоно из Москвы решили пригласить художников, способных к преподаванию по новой программе. Письмо с просьбой «организовать при Нижегородских свободных художественных мастерских художественное ядро» направили известному художнику П.В.Кузнецову. Приглашали и его помощников-подмастерьев для «агитационной работы». Аналогичное предложение получил скульптор А.В.Бабичев. Однако оба они были заняты организацией подобных мастерских – один в Саратове, другой в Москве, – и предложение отклонили.

В конце 1919 по поручению отдела профобразования НКП в Нижний Новгород прибыл художник В.Ф.Франкетти, который стал уполномоченным мастерских. Он привёз из Москвы картины М.Ф.Ларионова, Н.С.Гончаровой, П.П.Кончаловского, А.В.Лентулова, Р.Р.Фалька, которые в настоящее время находятся в НГХМ.

В условиях Гражданской войны СХМ испытывали много трудностей, и постепенно уездные художественные мастерские превращались в обычные студии либо их вообще приходилось закрывать. Из всех многочисленных художественных мастерских, возникших в губернии, продолжили работу лишь нижегородские и сормовские. Сормовский завод выделил средства на оборудование, СХМ по тем временам прекрасно снабжались материалами и реквизитом, их охотно посещали учащиеся, занятия шли и днём, и вечером. В отчётных материалах Отдела Изо НКП на начало 1920 сообщается, что в Нижнем Новгороде и Сормове «кроме живописных, имеются: архитектурная и скульптурная [мастерские]. Учащихся – 90, руководителей – 6».

Франкетти принадлежал к левому направлению, создававшему, по его словам, «искусство сегодняшнего дня». Его поддерживал прибывший из Петрограда новый заведующий художественным отделом Нижегородского музея Л.В.Розенталь (сменивший Рукавишникова). Франкетти предполагал вести преподавание общих предметов в масштабе высшего учебного заведения, как в столице. На Первой Всероссийской конференции учащих и учащихся ГСХМ в 1920 Франкетти встретился с известным художником А.В.Куприным, преподававшим в это время в ГСХМ I, и пригласил его в Нижний Новгород. Приглашение также принял московский художник К.А.Ченцов.

Приезд Куприна в июне 1920 открыл новую страницу в истории художественного образования Нижнего Новгорода. Вместе с Ченцовым и Е.М.Святицкой Куприн преподавал в Сормове. Занятия шли регулярно, ученики получали задания и выполняли их порой в отсутствие педагогов, если те не могли добраться до Сормова. В 1920 там были две живописные мастерские и предполагалось открыть графическую. С уходом Святицкой и болезнью Ченцова Франкетти предложил ликвидировать мастерские в Сормове, но Куприн решительно воспротивился: «Сормовские мастерские обслуживают большой рабочий район и как таковые являются там единственным рассадником художественной культуры, а поэтому требуют к себе исключительного отношения».

Осенью 1921 учащиеся СХМ подали заявление в губотдел профобразования об отводе Франкетти, который поддержали и преподаватели. Главпрофобр спешно отозвал Франкетти в Москву, а на его место назначил Куприна. 8 октября 1921 на Большом (административно-учебном) совете Нижегородских мастерских Куприн выступил с докладом об их бедственном положении: у мастерских почти не было средств и материалов для работы, помещения не отремонтированы, нет освещения. Куприн предложил проект преобразования СХМ, полностью поддержанный Главпрофобром. В октябре 1921 мастерские были преобразованы в Нижегородский художественный техникум с новой учебной программой. В сентябре 1922 Куприна отозвали в Москву, а на его место прибыл А.С.Ястржембский.

В 1926 техникум стал называться художественно-промышленным, в 1928 был закрыт. Впоследствии на его базе было создано Нижегородское художественное училище, существующее по сей день.

Литература:
  • Л.И.Помыткина. Нижегородский художественный техникум // Записки краеведов. Горький, 1985;
  • Л.И.Помыткина. К 90-летию Нижегородского художественного училища. Свободные художественные мастерские – техникум – училище. Нижний Новгород, 2009.;

Автор статьи: Л.И.Помыткина