НГА (Национальная галерея Армении)

Ереван

До 1935 – Музей изобразительных искусств, в 1947 музей приобретает статус Государственной картинной галереи, в 1992 – Национальной галереи Армении.

НГА обладает уникальной коллекцией, отличающей её от других традиционно складывавшихся музейных собраний. Помимо поступлений из государственных фондов и собственных приобретений – основы большинства созданных в советский период музеев – существенную часть художественного материала НГА составляют дарственные произведения. Армения остаётся центром притяжения для многих соотечественников, неизменно, со времени основания музея в 1921, привносящих в него свои дары, определившие своеобразие и индивидуальный облик ереванской коллекции.

Собирательская деятельность галереи изначально носила широкий характер: с первых дней формирования музей приобретал работы армянских, русских и западноевропейских мастеров, представителей различных художественных школ. Важную часть собрания НГА составляет русское искусство.

Формирование русского раздела восходит к 1920-м, когда складывалось ядро музейного собрания. Его основой послужила поступившая в 1925 из Лазаревского института восточных языков в Москве художественная коллекция – наследие нескольких поколений семьи армян Лазаревых, выходцев из Новой Джульфы (Иран), переехавших в Россию в XVIII веке. Причисленные к дворянскому сословию в 1774, Лазаревы стали крупными промышленниками, известными своей благотворительностью, и сыграли важную роль в развитии русско-армянских отношений. На средства семьи был основан Лазаревский институт восточных языков, готовивший специалистов по Кавказу и Армении. Собрание Лазаревых включало преимущественно портретное искусство XVIII–XIX веков: работы Ф.И.Шубина, И.П.Аргунова, В.А.Тропинина.

Среди имён, способствовавших формированию коллекции НГА, следует особо отметить Абраама Джинджяна (Париж) и Якова Экизлера. В 1929 музей становится обладателем шедевра В.А.Серова – «Портрет М.Акимовой» (1908).

К 1930-м складывается основной массив художественного материала русского раздела НГА. Сегодня фонды русской коллекции насчитывают до трёх тысяч экспонатов. Помимо икон и живописи XVIII–XIX веков, представленной лучшими именами, в НГА хранится значительное количество произведений художников «Мира искусства» (А.Н.Бенуа, К.А.Сомова, А.Я.Головина, И.Э.Грабаря, А.П.Остроумовой-Лебедевой) и «Голубой розы» (В.Э.Борисова-Мусатова, П.В.Кузнецова, Н.Н.Сапунова, С.Ю.Судейкина, П.С.Уткина).

Авангард представлен произведениями В.В.Кандинского, М.З.Шагала, П.Н.Филонова, бубновалетцев П.П.Кончаловского, И.И.Машкова, А.В.Куприна и других художников.

Первый директор НГА Р.Г.Дрампян уделял большое внимание искусству Нового времени. По его инициативе в 1925 музей приобрёл из собрания Н.Е.Добычиной один из ранних пейзажей Шагала «Дача» (1917). Это направление деятельности Дрампяна было продолжено его преемниками, также способствовавшими интенсивному расширению коллекции работами мастеров авангардного направления. В 1960–1970-е достоянием галереи становятся полотна А.В.Лентулова, Н.С.Гончаровой, М.В.Ле-Дантю, М.Ф.Ларионова, П.Н.Филонова, Р.Р.Фалька. Благодаря сотрудничеству с вдовой Фалька – А.В.Щекин-Кротовой, в 1965 в НГА открывается первая персональная выставка художника, а галерея становится обладателем крупнейшей коллекции его произведений, включающей девятнадцать живописных и графических работ («У пианино»; «Негр (Артист цирка)». Обе – 1917; «Белоснежка», «В розовой шали». Обе – 1953; и другие).

Произведения Ларионова («Яблони в цвету». Середина 1900-х; «Купальщицы». 1904) и Гончаровой («Ивы»; «Мальчик с петухом». Обе – около 1911; «Женский портрет». 1911) относятся к зрелым произведениям художников и свидетельствуют об органичном соединении в их творчестве принципов неопримитивизма и фовизма.

Картина Кандинского «Восточная сюита. Арабы III» (1911), знаменующая переход к абстрактным формам, навеяна впечатлениями от путешествия в Тунис, совершённого художником в 1904. В галерее хранится и графическая «Композиция» (1918) художника.

Особую часть коллекции НГА составляют работы русских художников, посвящённые Армении. Среди мастеров авангарда, которых вдохновляла Армения, следует особо упомянуть А.Д.Древина и Н.А.Удальцову, посещавших страну в 1933–1934. В тот период они работали в стиле экспрессионизма.

В коллекции НГА хранятся также произведения М.С.Сарьяна и Г.Б.Якулова – художников, тесно связанных с русской школой и органично соединивших в своём искусстве духовные традиции западной и восточной культур.

Литература:
  • N.Mazmanian. The Art gallery of Armenia. Leningrad, 1975;
  • Р.Г.Дрампян. Государственная картинная галерея Армении. М., 1982;
  • Б.Зурабов. Национальная галерея Армении. М., 1986;
  • И.Багдамян. Национальная галерея Армении. Русское искусство конца XIX – начала XX века. Ереван, 2007.;

Автор статьи: И.Р.Багдамян