МЖК (Музей живописной культуры)

1919–1929

Москва, ул. Волхонка, 14, кв.10 (1919 –1921),
ул. Поварская, 52 (1922–1923),
ул. Рождественка, 11 (1924–1928),
Ильинский проезд, 31/33 (1928, не открыт),
Государственная Третьяковская галерея (январь 1929)

Московский Музей живописной культуры – первый в мире государственный музей современного искусства. Создан «с целью устройства в Москве показательно-педагогического художественного музея современного искусства» (РГАЛИ. Ф.664. Оп.1. Ед. хр.8. Л.24). C 1924 года являлся филиалом Государственной Третьяковской галереи. После закрытия музея в 1929 коллекция МЖК передана в фонды ГТГ.

Экспозиция МЖК с произведениями А.Д.Древина, В.Е.Татлина, Д.Д.Бурлюка, А.В.Шевченко. 1928
Экспозиция МЖК с произведениями К.С.Малевича, И.В.Клюна, Л.С.Поповой, О.В.Розановой. 1928
0 / 0

Руководство МЖК: А.Д.Древин (сентябрь 1918 – февраль 1920) – зав. Музейным бюро и МЖК; А.М.Родченко (февраль 1920 – август 1920, декабрь 1920 – июль 1922) – зав. Музейным бюро и МЖК; В.В.Кандинский (август 1920 – декабрь 1920) – зав. МЖК;

П.В.Вильямс (июль 1922 – июль 1923) – зав. МЖК; Л.Я.Вайнер (1923–1928) – зав. МЖК.

Идея создания Музея живописной культуры (МЖК) возникает на волне постреволюционных культурных преобразований как инициатива, с одной стороны, ведущих «левых» художников (К.С.Малевича, В.В.Кандинского, В.Е.Татлина, С.И.Дымшиц Толстой, А.М.Родченко и других), с другой – Отдела ИЗО Наркомпроса при масштабной поддержке А.В.Луначарского.

Ещё в 1912 И.С.Школьник в своей статье «Музей современного искусства» в первом сборнике «Союза молодёжи» (1912. Апрель. С.18–20) говорил о необходимости создания музея современного искусства. Однако подходящая ситуация сложилась лишь к 1918 году, в момент недолгого пересечения задач новой власти и интересов передовых «левых» художников-реформаторов. Впервые государство превратилось в главного покупателя передовой современной живописи экспериментального характера. На начальном этапе взаимодействия c художниками формулировались подкупающие тезисы: «Искусство разделено на целый ряд направлений. Пролетариат только вырабатывает свой собственный художественный критерий, поэтому ни государственная власть, ни профессиональный союз не должны считать ни одного из них государственным, оказывая в то же время всяческое содействие новым исканиям в области искусства» (Луначарский А. Об основах политики в области искусства // Советское искусство за 15 лет. Материалы и документация. Ред. И.Маца. М.-Л., 1933. С.57–58). В этой «демократической» обстановке художники-авангардисты получили возможность реализовать свою мечту – абсолютный карт-бланш на участие в строительстве нового культурного пространства. Организация московского МЖК (как и петроградского Музея художественной культуры; см.: МХК) отличалась от традиционных принципов, что первоначально вызвало определённый конфликт с музейными деятелями (Н.Н.Пунин. В Москве // Искусство коммуны. 1919. 4 февраля). Задачей нового музея было создание документированной истории развития художественной культуры. Также предполагалось показать эволюцию формального и художественного языка. Музей мыслился не только как площадка для демонстрации произведений современного (по большей части «левого») искусства, но и как пространство художников и для художников: как научный музей-лаборатория, где исследуют новаторские методы, обучают творческую молодёжь, создают новейшие приёмы современного искусства.

Недолгий период существования МЖК можно условно разделить на два этапа: 1918–1921, основные закупки, формирование коллекции, работа в неразрывном единстве с Музейным бюро (закрыто в 1921), первые экспозиции музея; 1922–1929 – переезд в здание Вхутемаса, смена поколений в руководстве МЖК, выработка окончательной концепции экспозиции и аналитической программы и… закрытие музея.

Период 1918–1921

В июне 1918 В.Е.Татлин и С.И.Дымшиц-Толстая вынесли на заседание Коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса доклад о необходимости создания в Москве Музея современного искусства, который был поддержан (Доклад о Музее современного искусства. 1918. Машинопись. РГАЛИ. Ф.665. Оп.1. Ед.хр.31. Л.1).

5 декабря 1918 на заседании Комиссии по организации музея при Отделе Изо НКП было принято решение о том, что он должен называться «Музей живописной культуры», «ибо такое название точно определяет характер организуемого музея». Также было решено сделать первое приобретение (две картины О.В.Розановой из собрания Л.И.Жевержеева).

Первым заведующим назначен А.Д. Древин, который «осуществлял общее руководство Бюро и наблюдение над делами Музея живописной культуры в Москве и провинции» (ГАРФ. Ф.2306. Оп.23. Д.19. Л.66).

В ноябре 1918 создаётся первая закупочная комиссия в составе: В.Е.Татлин (председатель), П.В.Кузнецов, К.С.Малевич, С.И.Дымшиц-Толстая (кандидат). В «Списке» из 142 художников (за подписью Луначарского) первыми десятью оказались авангардисты К.С.Малевич, В.Е.Татлин, Р.Р.Фальк, А.В.Лентулов, П.В.Кузнецов, Н.А.Певзнер, В.В.Рождественский, А.В.Куприн. Хотя в списке преобладали левые, но в него вошли и реалисты-классики А.Е.Архипов, В.Н.Бакшеев, Б.М.Кустодиев, Е.Е.Лансере, Н.К.Рерих (цит. по: Художники РСФСР за 15 лет. С.125–126). Одной из первых закупок стал «Чёрный квадрат» Малевича (1915. ГТГ). О принципах создания музея в сентябре 1918 одним из первых высказывался и Малевич в докладе «Создание Музея живописной культуры / или Дворца культуры цвета и объёма/»: «В силу моих соображений Музей Живописной Культуры должен образоваться из иконы и иных примыкающих к направлению, а также если классиков, [то в случае,] если в них будет отыскан принцип культуры цвета Кубизма, Футуризма, Беспредметного и Супрематических положений. Порядок развития Музея должен идти не с древних времён, а с последних достижений, подвигаясь к древнему». (РГАЛИ. Ф.3145 [Н.И.Харджиев]. Оп.2. Ед. хр. 828. Л.1 об. [Опубл.: Авангард. Список №1. С. 266]).

11 февраля 1919 в Петрограде во Дворце искусств (б. Зимний дворец) состоялась Музейная конференция, на которой по инициативе художников «левого блока» было принято принципиальное решение о создании музея нового искусства и ряд положений, ставших основой организации МЖК. С докладами выступали А.В.Луначарский, О.М.Брик, Н.Н.Пунин. А.В.Грищенко сделал доклад «Музей живописной культуры» (Искусство коммуны. 1919. №11. Февраль; Изобразительное искусство. 1919. №1).

В апреле 1919 Татлин покидает пост председателя Закупочной комиссии, эта должность до 1921 переходит к В.В.Кандинскому. Он становится идеологом всей практической работы московского МЖК. В статье Кандинского (Музей живописной культуры // Художественная жизнь. 1920. №2. С.18–20) говорилось, что МЖК «отмечает историческое развитие живописи с точки зрения превращения материала <…> в чисто живописное явление. <…> музей <…> является необходимым для масс, которые до сих пор ни в одной стране не имели собрания, могущего открыть им путь в эту область живописи, без которой полное понимание искусства немыслимо». Кандинский считал необходимым создать при музее «отделение экспериментальной техники живописи», куда должны входить «опыты, начиная с формальной конструкции вплоть до техники в самом специальном смысле слова, то есть кончая самыми разными опытами грунта» и применения «сырого материала – фактуры».

По замыслу Кандинского, новый музей также должен был включать произведения искусства «всех времён и народов» (там же. С.19), поэтому вторая Закупочная комиссия предприняла шаги к получению произведений из Второго музея нового западноевропейского искусства (Пречистенка, 21), из национализированной коллекции И.А.Морозова. Однако этому сопротивлялись как директор ГМНЗИ Б.Н.Терновец, так и некоторые организаторы МЖК. Например, Родченко считал, что нельзя «смешивать французскую живописную культуру с русской, так как русская живопись идёт своим собственным путём <…> наша живопись настолько разнится от Запада, что сваливать в одну кучу и бездарно, и грешно. <…> западная живопись станкова по существу и синтетична, русская живопись – декоративна и аналитична. <…> План устройства Музея живописной культуры я мыслю так: Икона. Вывески. Лубок. Импрессионизм Футуризм. Кубизм. Орфеизм. Супрематизм. Беспредметное творчество. <…> считаю, что установление этапов культуры живописи должно быть не по направлению живописи, а по выставочным организациям и группировкам; <…> музей должен делиться на отделы: <…> “Мир искусства” (Сарьян, Сапунов, Кузнецов, Якулов, Лентулов). “Ослиный хвост” и “Мишень” (Ларионов, Гончарова, Зданевич, Ле-Дантю, Барт). Примитивизм (Шевченко). Цветодинамос (Грищенко). Экспрессионизм (Кандинский). “Бубновый валет” (Машков, Кончаловский, Рождественский, Куприн, Фальк). Супрематизм (Попова, Малевич, Клюн, Меньков, Удальцова, Древин). Беспредметное искусство (Розанова, Родченко, Татлин)». – (Степанова 1994. С.84–86).

Cо 2 февраля 1920 должность заведующего Музейным бюро и МЖК переходит к А.М.Родченко. В мае-июне происходит первая официальная передача живописных произведений из МБ в московский МЖК – 131 работа (125 + 6 на полях). Среди них «Кувшин» (1915) Древина, «Импровизация №7» (1910) Кандинского, «Чёрный квадрат» (1915) Малевича, «Портрет. Карнавал» (1917) Певзнера, натюрморт «Скрипка» (1915) Поповой, «Продавец рыб» (1911) Татлина, «Пирожное» (1919) Штеренберга и другие эталонные произведения, вошедшие в экспозицию МЖК (Список картин Московского музея живописной культуры. №24 от 10.VI–1920 г. РГАЛИ. Ф.665. Оп.1. Ед. хр.7. Л.4-8. [Опубл: Авангард. Список №1. С.270]).

В 1920 году активно закупалась и передавалась в московский Музей также графика и пространственные объекты, так как до 1921 музей рассматривался как «Музей живописной и пластической культуры». Но в реальности графика и скульптура не выставлялись в экспозиции музея. 10 июня 1920 московский МЖК открывается для публичного посещения.

В августе 1920 должности зав. Бюро и зав. МЖК, наконец, разделились. Совещанием ответственных работников 26 августа Василий Кандинский назначен заведующим Музеем живописной культуры, Родченко заведовал Музейным бюро, но уже 17 декабря 1920 Кандинский сложил с себя полномочия и руководителем МЖК снова назначен Родченко.

В декабре 1920 была утверждена новая развеска на Волхонке, которая была разработана с учётом рекомендаций работников Инхука. В частности, над концепцией Отдела новейшей русской живописи МЖК в 1920–1921 работала Л.С.Попова. Она составила объяснительный текст к экспозиции, а по воскресеньям было решено проводить лекции с привлечением художников-авангардистов. Воскресные объяснения обычно проводил Н.М.Тарабукин. Новая развеска была подвергнута критике. Как отмечал А.А.Сидоров, экспозиция напоминала обычную выставку левых течений (А.А.Сидоров. Музей живописной культуры // Творчество. 1921. №4-6. Апрель–июнь. С.49). Новая экспозиция просуществовала недолго. С переходом страны к нэпу атмосфера в культурной политике несколько меняется. Закупки прекращаются, Музейное бюро закрывается, экспозиция МЖК сворачивается, и работы надолго складываются на хранение.

Период 1922–1929

В апреле–мае 1922, после настойчивых хлопот Родченко, МЖК было предоставлено небольшое помещение в бывшем Дворце искусств на Поварской, 52.

С июля 1922 для МЖК наступает новый этап. Заведующим МЖК становится Вильямс, а секретарём – Н.О.Коган, в руководство музея приходят молодые выпускники Вхутемаса. В Совет музея вошли Вильямс, П.С.Коган, С.Б.Никритин, А.Г.Тышлер, Н.А.Удальцова, а позднее – Вайнер, А.А.Лабас, П.В.Митурич, Малевич. Принимается новая научно-исследовательская программа МЖК, составленная С.Б.Никритиным. Создаётся научная библиотека.

15 октября 1922 экспозиция музея снова открывается для посетителей. В 1922–1923 в помещении МЖК проходят выставки: проекционистов (22 декабря 1922), персональные (25 лет деятельности) Малевича и А.А.Борисова, состоялся также просмотр работ Митурича. Делаются доклады (Малевич, Борисов, Никритин).

В июле 1923 МЖК переводится в ведение Музейного отдела Главнауки со штатом шесть человек. Заведующим назначается скульптор Вайнер, Вильямс – его заместителем, а председателем Совета музея становится Никритин.

В январе 1924 МЖК превращается в автономный филиал Третьяковской галереи. С лета 1924 МЖК переезжает в левое крыло здания Вхутемаса по адресу Рождественка, 11. Здесь открывается наиболее развёрнутая из всех предыдущих экспозиция. Она подробно описана П.П.Перцовым. Автор называет МЖК музеем «художественной» или «живописной» культуры. «На плакате при входе сказано: музей “демонстрирует методы современной живописи и показательное собрание художественных произведений различных современных течений в плане художественной культуры”. Музей состоит из шести зал. В первых трёх (А, В, С) размещена так называемая “объёмная” группа, в последних трёх – “плоскостная” (D, E, F)».

В зале А располагались бубновалетцы: И.И.Машков (4 работы), П.П.Кончаловский (3) и Куприн (6) – «старшее поколение модернистов».

В зале В находились картины В.Рождественского (5; «динамическое начало» – здесь и далее цитируются стенные надписи), Фалька (4; «освобождение формы от случайностей»), Лентулова (5; «освобождение конструкции предмета, сдвиг плоскостей»), А.А.Осмёркина (2; «произвольная интерпретация образов действительности»). «В той же комнате ещё две работы Кончаловского».

В зале С – работы А.А.Экстер (2), Певзнера (2), Поповой (2), Удальцовой (4), Малевича (3).

В зале D – работы Павла Кузнецова (4), «кубиста Шевченко» (5); в картинах Гончаровой (5) ставится цель – «дать живописную сущность вещей».

В зале Е – работы «теоретика новых течений» Грищенко, Д.П.Штеренберга (6), М.Ф.Ларионова (3; «преобладает орнаментальный дух»), Древина (3; «форма условна»), Н.И.Альтмана (1) и В.М.Стржеминского (1).

В зале F – работы «старейшего из русских модернистов» Кандинского (6), Малевича (6), Клюна (2; «цвет как самоцель»), Родченко (5), Розановой (3) и Татлина (1).

«Весьма уместным дополнением выставки является – очень небольшой, к сожалению – “Отдел формально-теоретический”. Здесь помещены исследовательские работы Клюна по цвету, свету, форме и фактуре» (П.Перцов. Художественные музеи Москвы. Путеводитель. М.-Л., 1925. С.81–88).

На протяжении 1923–1924 годов все работы, хранившиеся в фондах Музейного бюро (не востребованные авторами), передаются в фонд московского МЖК.

В 1924–1925 в МЖК состоялись: «Посмертная выставка Л.С.Поповой», первая выставка ОCТа и выставка «Левые течения в русской живописи за 15 лет». Последняя была открыта 13 сентября 1925 (каталог не издан). 1 октября 1925 года открыт Аналитический кабинет, которым руководит Никритин, а в январе 1926-го уже состоялась первая выставка работ кабинета.

В августе–сентябре 1926 МЖК переводят в бывшее помещение Музея Ars Asiatica (Рождественка, 11, первый этаж), где проходят третья (1927) и четвёртая (1928) выставки ОСТа.

В 1927 состоялась персональная «Выставка произведений художника Д.Штеренберга». Происходят последние приобретения в коллекцию МЖК – из ГМФ были запрошены работы современных художников группы ОСТ А.А.Дейнеки, Ю.И.Пименова, Д.П.Штеренберга и П.В.Вильямса. Музей приобретает международную известность. Его посещают такие зарубежные гости, как Диего Ривера, Анри Барбюс, Альфред Барр, Герберт Биберман, профессоры из Вены, Брюсселя, Магдебурга, художники из Голландии, критики из Парижа и Америки. Но мировое признание не спасло музей от естественного хода истории.

1928 год начался с письма из Вхутеина с просьбой о скорейшем выселении МЖК из помещения института. 22 декабря уже было принято решение о ликвидации МЖК, хотя ещё летом 1928 обсуждался возможный переезд в помещение Политехнического музея или даже в Ленинград (РГАЛИ. Ф.664. Оп.1. Ед. хр.11. Л.204). В конце 1928 фонды МЖК перевезли в Третьяковскую галерею. В марте специальная комиссия разделила коллекцию на 12 списков, лучшая живопись и графика осталась в галерее, остальное направили для передачи в региональные музеи, для обмена с Русским музеем, для возвращения авторам и для продажи (РГАЛИ. Ф.664. Оп.1. Ед. хр.13. Л.3-23, 56). Согласно циркуляру №1170 Наркомпроса МЖК был исключён из списка московских музеев.

Литература:
  • Обзоры последней московской выставки «Мира искусства» и авангардных работ Музея живописной культуры // Творчество. 1921. №4–6;
  • Сидоров А.А. Музей живописной культуры // Творчество. 1921. №4–6;
  • Сарабьянов А.Д. / Вст. статья // Неизвестный русский авангард 1992;
  • Степанова В.Ф. Человек не может жить без чуда. М., Сфера. 1994;
  • Джафарова С. Музей живописной культуры // Великая утопия; Татьяна Перцева. Музей живописной культуры // Русская галерея. 1/1999;
  • Автономова Н. К истории приобретений произведений К.С.Малевича в российские музеи в 1919–1921 // Русский авангард. Проблемы репрезентации и интерпретации. СПб., 2001;
  • Адаскина Н.Л. ГТГ и МЖК: к истории взаимоотношений // Авангард и остальное. Сборник статей к 75-летию А.Е.Парниса. М., Три квадрата. 2013. С. 709–737;
  • Авангард. Список №1. К 100-летию Музея живописной культуры: Кат. Выставки // Сост. Пчёлкина Л.Р., Кочергина И.С. М.. ГТГ. 2019.
Архивы:
  • РГАЛИ. Ф. 664, 665;
  • ОР ГТГ. Ф. 8 II, IV;
  • ГАРФ. Ф. 2306, 2307, 2309.

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов, Л.Р.Пчёлкина