Расположен в Санкт-Петербурге на улице профессора Попова (до 1940 – Песочная улица) в доме 10, который в 1910-е – начале 1930-х годов был одним из центров культурной и художественной жизни Петербурга-Петрограда-Ленинграда. На протяжении двух десятков лет здесь собирались художники, литераторы, музыканты – представители различных течений и группировок авангарда. Особую творческую атмосферу в «доме на Песочной» создавали его обитатели – художница и поэтесса Е.Г.Гуро (1877–1913) и её супруг – художник, музыкант, издатель и исследователь искусства М.В.Матюшин (1861–1934).
Этот деревянный дом, построенный в 1850-х годах, с 1891 года принадлежал литератору и журналисту, знатоку петербургского быта и автору известного путеводителя «Петербург весь на ладони» В.О.Михневичу, который был деятельным членом петербургского Общества для пособия нуждающимся литераторам и художникам (неофициальное название – Литературный фонд). После смерти Михневича в 1899 году дом, выходивший фасадом на Песочную улицу, оказался в распоряжении Общества. Дом разделили на квартиры, которые предоставляли нуждающимся литераторам или же сдавали внаём за небольшую плату с тем, чтобы деньги шли в кассу Общества. Матюшин и Гуро поселились в состоявшей из трёх комнат квартире № 12 на втором этаже в ноябре 1912 года.
С этого времени «дом на Песочной» стал творческим центром созданного по их же инициативе в 1910 году петербургского общества художников «Союз молодёжи». Здесь планировались выставки и диспуты по вопросам нового искусства, шли репетиции футуристической оперы «Победа над Солнцем», а В.В.Маяковский писал текст трагедии «Владимир Маяковский». Частыми посетителями дома были В.В.Каменский, А.Е.Кручёных, Н.И.Любавина, К.С.Малевич, В.В.Хлебников, О.В.Розанова, а также В.Д.Бубнова, братья В.Д., Д.Д. и Н.Д. Бурлюки, К.В.Дыдышко, В.Е.Татлин, Э.К.Спандиков, П.Н.Филонов, И.С.Школьник, С.Я.Шлейфер и другие. Здесь же развернулась деятельность основанного Матюшиным и Гуро в 1909 году издательства «Журавль». Оно просуществовало до 1918 года, и на последних выпущенных издательством книгах его название было изменено на «Дом на Песочной».
Новый период интенсивной творческой жизни дома пришёлся на 1920-е – начало 1930-х годов, когда частыми гостями Матюшина стали ученики руководимой им мастерской «Пространственного реализма» Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (ПГСХУМ, бывшая Академия художеств), его коллеги по работе в Отделе органической культуры Государственного института художественной культуры (Инхук, Гинхук) и в Государственном институте истории искусства (ГИИИ). Среди них – братья и сёстры Б.В., Г.В., К.В. и М.В. Эндеры, а также О.П.Ваулина, В.Э.Делакроа, Н.И.Гринберг, Н.И.Костров, Е.М.Магарил, Е.С.Хмелевская и другие. В квартире Матюшина любили собираться и его многочисленные друзья – художники Ю.А.Васнецов, В.И.Курдов, Е.Е.Лансере, П.А.Мансуров, К.С.Петров-Водкин, Е.И.Чарушин, архитектор В.А.Щуко. В «доме на Песочной» готовилась последняя выставка работ Матюшина и его школы – «КОРН» (Коллектив расширенного смотрения), состоявшаяся в 1930 году, а также прошла работа над их последним изданием – «Справочник по цвету», вышедшим в 1932-м.
Матюшин скончался в своей квартире. Вплоть до своей смерти там же жила О.К.Громозова-Матюшина (1885–1975). Она была художницей, ученицей Матюшина, и его последней женой. Потеряв зрение во время блокады Ленинграда, Громозова-Матюшина занялась писательским трудом, была автором книг о войне, биографических очерков о советских писателях и деятелях революции (Громозова с начала 1900-х принимала участие в революционном движении, была секретарём В.В.Воровского), детских книг, оставила воспоминания – «В домике на Песочной». Она сохранила не только коллекцию произведений Матюшина, Гуро, их друзей, соратников, учеников, но и предметы обстановки, а также личные вещи Матюшина и Гуро. В 1970-е годы благодаря активной исследовательской и собирательской деятельности старшего научного сотрудника Государственного музея истории Ленинграда, искусствоведа и историка искусства русского авангарда А.В.Повелихиной эти материалы поступили в фонды музея и позднее стали основой экспозиции Музея петербургского авангарда.
Само деревянное здание счастливо пережило все советские годы. Поскольку дом и в то время считался «писательским», во время блокады Ленинграда в нём жили поэт В.Б.Азаров, писатель Вс. В.Вишневский и драматург А.А.Крон. Здесь были написаны сценарий фильма «Мы из Кронштадта», пьесы «Раскинулось море широко» и «У стен Ленинграда», которые были поставлены в Ленинградском театре музыкальной комедии, работавшем в блокаду. Благодаря ходатайству Вишневского, дом не постигла участь большинства деревянных зданий Ленинграда того времени – быть разобранным на дрова. В 1950-е годы после смерти писателя на фасаде дома была установлена мемориальная доска Вс. В.Вишневскому, что спасло здание от сноса.
В 1977 году здание было передано Музею истории Ленинграда (с 1991 – Санкт-Петербурга) с тем, чтобы организовать в нём историко-литературную экспозицию, посвящённую Вишневскому и ленинградским писателям военного времени. В 1979-м дом был расселён, однако долгие годы из-за отсутствия финансирования не использовался. В конце 1980-х годов А.В.Повелихиной был разработан проект устройства здесь первого в стране историко-мемориального музея, связанного с зарождением и развитием русского авангарда, с жизнью и творчеством его выдающихся представителей М.В.Матюшина и Е.Г.Гуро. В рамках подготовки этого проекта А.В.Повелихина создала в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) серию тематических выставок: «Велимир Хлебников в Петербурге-Петрограде» (1985–1986), «Художник М.В.Матюшин и его школа» (1989), «Елена Гуро – поэт и художник» (1994). Но в то время планам по созданию нового музея не было суждено сбыться. Здание, чудом уцелевшее во время блокады и сохранившееся в послевоенный период, дважды горело и в начале 2000-х было фактически отстроено заново.
В 2004 году Государственным музеем истории Санкт-Петербурга было принято решение о создании здесь филиала – Музея петербургского авангарда. Его открытие состоялось в декабре 2006 года. Концепцию музея разработали кандидат искусствоведения, специалист по творчеству К.С.Малевича Е.В.Баснер и доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений Государственного Русского музея И.Н.Карасик. В её основе – представление о феномене петербургского варианта русского авангарда, отличавшегося наличием крупных мастеров и сформировавшихся вокруг них «школ», кружков учеников и единомышленников: школы Малевича, Матюшина, Филонова, Петрова-Водкина.
Отказавшись не только от традиционных музейных приёмов демонстрации художественных произведений, но и от идеи реконструкции утраченных интерьеров, авторы создали синтетическую художественно-мемориальную экспозицию, главной темой которой является образ художника эпохи авангарда. Судьбы его творцов – Матюшина, Гуро, Кульбина, Маяковского, Каменского, Бурлюка, Малевича, Кручёных, Хлебникова, коллизии их взаимоотношений друг с другом, их образ жизни и артистический, нередко провокационный стиль поведения стали сквозным сюжетом экспозиции. В ней сосуществуют разные временные слои, а наряду с живописью, скульптурой и графикой представлены предметы, имеющие мемориальное значение, футуристические книги, манифесты, брошюры, фотографии, газетные и журнальные публикации, связанные с историей авангардного движения в 1910-х – начале 1930-х годов. Это, в том числе, материалы о деятельности «Союза молодёжи», группы «Гилея», издательства «Журавль», о постановке оперы «Победа над Солнцем» и трагедии «Владимир Маяковский», о работе Гинхука.
Ядром экспозиции является мемориальная мастерская Матюшина. Её исторический облик, не дошедший до наших дней, представлен в современном музейном пространстве в виде фотографических панно на стенах, на фоне которых демонстрируются сохранившиеся подлинные предметы, когда-то находившиеся в этом помещении (мебель, в том числе – изготовленная самим Матюшиным, его музыкальные инструменты, палитра и кисти), исполненные по эскизам Гуро деревянные игрушки, а также живописные работы Матюшина и Гуро.
Характер помещений музея, расположенного в небольшом патриархальном доме с маленькими комнатами и низкими потолками, определил особенности экспозиционного дизайна (раздвижные стенды, на которых послойно чередуются тематические блоки). Примерно половина площадей была отведена авторами под тематические временные выставки, интегрированные в пространство постоянной экспозиции, которая таким образом получила «живой», постоянно изменяющийся характер. Так, к открытию музея была приурочена выставка о раннем периоде творчества Гуро и Матюшина, которая была основана на подлинном художественном и историко-бытовом материале. В последующие годы музей организовал и другие временные экспозиции из фондов ГМИ СПб: «Здесь был…» (2007), «Каждый молод, молод, молод… К 100-летию петербургского авангарда» (2008), «Группа КОРН. 1930. М.В.Матюшин и ученики» (2010), «Расширенное смотрение. К 150-летию Матюшина» (2011), «М.В.Матюшин – фотограф» (2013) и другие. Все они продолжали сюжеты, намеченные главной экспозицией.
Выставки под эгидой музея проходят и на других площадках ГМИ СПБ, в их числе – в особняке Румянцева: «Дорогу аналитическому искусству. К 80-летию выставки МАИ в Доме печати» (2007), «Т.Н.Глебова. К 110-летию со дня рождения» (2010). Регулярно экспонируются выставки современных художников, продолжающих традиции авангардного движения, проводятся художественные акции, научные конференции, среди них международная конференция «Цвет в искусстве авангарда» (2010).
Открытый как филиал ГМИ СПб музей в доме Матюшина не отказывается и от традиций петербургского краеведения, неслучайно одним из первых его изданий стала «Топография петербургского авангарда» (2009, автор – научный сотрудник музея Н.В.Насонова) – путеводитель по местам, связанным с экспериментальной культурой начала ХХ века.
Литература:
- А.В.Повелихина. С.П.Б. ПЕСОЧНАЯ, 10 // Наше наследие, 1989. № 2. С. 117–120; Елена Баснер, Ирина Карасик. Музей на Песочной // Новый мир искусства. 2007. № 1 (54). С. 36–39;
- Е.В.Баснер, Н.Ю.Духавина, Н.В.Насонова. Домик на Песочной. СПб., 2006;
- Михаил Матюшин. Творческий путь художника. Автомонография. Под общей редакцией А.В.Повелихиной. Музей органической культуры. Коломна, 2011.