Музей истории московской архитектурной школы (при МАрхИ)

Коллекция материалов 1920-х начала собираться в музее с момента его создания в 1989. Специфика музея определила характер собираемого материала, относящегося к деятельности АСИ (с 1930) – МАИ (с 1933) – МАрхИ (с 1970), а также предшествовавших им учебных заведений XIX – начала ХХ века, где готовили архитекторов. Во-первых, это были учебные заведения строительно-инженерного профиля: МПИ (Московский политехнический институт с 1918), МИГИ (с 1921–1924; см.: МПИ), МВТУ (1918–1930), во вторых – художественные учебные заведения Москвы: Вхутемас–Вхутеин, предшествующие им ГСХМ I и II, преобразованные из СХПУ и МУЖВЗ, получившие статус высших учебных заведений.

Вначале работа по комплектованию фонда учебных работ сосредоточилась на собирании и изучении материалов Вхутемаса–Вхутеина, поскольку именно это учебное заведение по своему значению занимает наивысшее положение в истории московской архитектурно-художественной школы. По потенциалу выработанных и накопленных в нём идей, по результатам образовательной и творческой деятельности, по степени влияния на художественное образование и творческую практику авангарда оно остаётся одним из главных в мире. Важным было и то, что деятельность музея на первом этапе его существования совпала со временем, когда ещё были живы бывшие студенты этой выдающейся школы отечественного авангарда. Это архитекторы – педагоги МАрхИ: К.Н.Афанасьев, И.В.Ламцов, М.А.Туркус; исследовательница Вхутемаса Л.К.Комарова; московские архитекторы сёстры В.Н. и Н.Н.Колпаковы, а также ленинградский архитектор О.А.Иванова. Музей МАрхИ чрезвычайно гордится полученными от бывших вхутемасовцев различного рода работами по дисциплинам «Рисунок», «Цвет», «Пространство» и курсовыми архитектурными проектами, отражающими учебный процесс Основного отделения и архфака Вхутемаса.

И.Н.Соболев. Трёхэтажный квартирный дом. Вхутеин. Проект 3-го курса.Мастерская Л.А.Веснина. 1923. Бумага, тушь акварель, уголь. 68х51. Музей МАрхИ
М.П.Кузнецов. Цветовое пространствона плоскости. Абстрактная композиция. Вхутемас. Работа по дисциплине «Цвет». Руководители Л.С.Попова, А.А.Веснин. 1921. Фанера, масло, темпера. 29,5х22,8.Музей МАрхИ
Музей МАрхИ. Фрагмент экспозиции
0 / 0

Были налажены контакты с родственниками и наследниками бывших студентов и педагогов МИГИ–МВТУ и Вхутемаса–Вхутеина. От них поступили материалы учебного и творческого характера. Н.Г.Гольц передала эскизы учебных работ Вхутемаса, выполненных её отцом, Г.П.Гольцем. От сына И.А.Голосова поступили архитектурные проекты 1920-х – 1930-х. А.Г.Бархина подарила музею работы своего отца Г.Б.Бархина: дипломный проект в ВХУ при ИАХ, эскизы к проекту Дом газеты «Известия» и другие. Б.Г.Бархин передал курсовой проект Дома-коммуны, выполненный его братом М.Г.Бархиным в МВТУ. Дочь И.Н.Соболева передала учебные проекты Вхутемаса и конкурсные проекты 1920-х. От вдовы И.С.Николаева поступили учебная работа по композиции, выполненная в МВТУ, и множество эскизов Дома-коммуны. Кафедра МАрхИ передала музею работы В.Ф.Кринского 1920-х. Знаменитый исследователь русского авангарда С.О.Хан-Магомедов передал в дар музею собрание учебных работ московских школ 1920-х. В связи с поступлением не только учебных, но и авторских работ, в музее сформировались два базовых фонда: авторский (произведения архитекторов-художников) и школьный фонд с разделами по каждой конкретной школе.

Важно отметить, что до 1930-х учебные заведения были комплексного типа и объединяли обучение по разным художественным специальностям. Студенты нередко переходили с одного факультета на другой в пределах своего вуза, так что в их частных архивах иногда сохраняются учебные материалы по крайней мере двух факультетов. Поэтому музей МАрхИ не ограничил свой интерес только архитектурными факультетами и отделениями, а обратил внимание на другие: живописный, скульптурный, а также производственные специальности: полиграфический, керамический, текстильный, дерево- и металлообработки. Среди живописного наследия есть очень характерная для 1920-х дипломная работа студента монументального отделения живописного факультета Я.И.Цирельсона – диптих «Победа» и «Баррикада». Из скульптурного наследия Вхутеина есть две скульптуры В.А.Шероновой – «Юнгштурмовка» и «Теннисистка». Полиграфический факультет представлен довольно широко: это курсовые и дипломные работы Е.А.Афанасьевой, Е.С.Тейса, В.А.Лапина. Собрание работ М.П.Кузнецова, учившегося сначала на керамфаке, а затем на архфаке – редчайшие образцы посуды и живописная работа по дисциплине «Цвет» (руководители А.А.Веснин и Л.С.Попова) – были подарены его сыном. Учебные работы своих родителей – матери, учившейся на текстильном факультете (образцы тканей) и отца, студента дерметфака (мастерская А.М.Родченко) А.И.Дамского, передала Н.А.Киселёва.

Сотрудники других художественных музеев также оказывали свою помощь в комплектовании фондов: так, благодаря Н.Л.Адаскиной (ГТГ) от наследников художников Г.Г.Нисского и Л.В.Руднева были получены их работы. По мере комплектования фонда расширялись географические рамки собираемых материалов. Появились материалы по ленинградскому Вхутеину и региональным школам. Одной из важнейших «ленинградских» коллекций являются работы братьев А.П. и Ю.П.Великановых и Т.А.Тимофеевой – отца, дяди и матери архитектора А.А.Великанова (профессора МАрхИ), учившихся на архфаке и полиграффаке ленинградского ВХТИ. Дочь И.И.Фомина передала работы своего отца – дипломный проект 1927 в ЛВХТИ. Большую помощь оказали сотрудники отдела графики ГРМ, порекомендовавшие обратиться к В.Б.Блэк, которая передала работы своей матери, известного ленинградского скульптора П.Н.Шуриги – эскизы к скульптурным композициям периода учёбы в московском Вхутемасе (мастерская А.М.Лавинского) и ленинградском ВХТИ (мастерская А.Т.Матвеева).

Всего в музее собрано около 2000 единиц хранения изобразительных материалов, как ученических, так и творческих работ художников и архитекторов. Учебные работы ряда школ и дисциплин (МИГИ, МВТУ, а также дисциплина «Цвет» во Вхутемасе под руководством Г.Г.Клуциса) представлены сегодня только в собрании музея МАрхИ. Ряд ученических работ МИГИ, МВТУ, Вхутемаса, хранящихся в фондах музея, являются шедеврами русского авангарда.

В музее также сформированы документальный и фотографический фонды школ. Это документы личного характера: зачётные книжки, студенческие билеты, дипломы об окончании и другое. Важен фонд фотографий учащихся и педагогов, запечатлевших их в повседневной жизни, а также в общежитии, на отдыхе, во время учебных и спортивных занятий. Большое значение имеют фотографии несохранившихся графических учебных работ, а также фотографии с макетов по дисциплине «Пространство» 1920-х.

Целенаправленная коллекционерская деятельность музея обусловила его сегодняшнее значение как важного центра хранения и изучения материалов по истории архитектурно-художественных школ авангарда, уникальных по охвату и представлению истории и методики обучения разных факультетов Вхутемаса и ряда других столичных и региональных школ.

Произведения 1920-х из собрания музея экспонировались на отечественных и зарубежных выставках. Ряд произведений опубликован в изданиях и каталогах выставок, подготовленных музеем МАрхИ.

Выставки: «Пространство Вхутемаса» (1995), «Художники, опережающие время» (2002. Загреб, Хорватия), «Вхутемас: Истоки русского авангарда. 1920–1930-е» (2005. Флоренция, Италия), «От Вхутемаса к МАрхИ» (2006), «Мечты о России – русский авангард. 1917–1937» (2009–2010. Саитама, Оказаки, Ямагата, Япония), «Вхутемас. Живое наследие» (2010).

Литература:
  • 250 лет московской архитектурной школы. Учебные работы и проекты. 1749–1999. М., 1999;
  • От Вхутемаса к МАрхИ. 1920–1936. Архитектурные проекты из собрания Музея МАрхИ. Рук. проекта Л.И.Иванова-Веэн. М., 2005;
  • Вхутемас–Вхутеин. Москва–Ленинград. 1920–1930. М., 2010.;

Автор статьи: Л.И.Иванова-Веэн