Коллекция материалов 1920-х начала собираться в музее с момента его создания в 1989. Специфика музея определила характер собираемого материала, относящегося к деятельности АСИ (с 1930) – МАИ (с 1933) – МАрхИ (с 1970), а также предшествовавших им учебных заведений XIX – начала ХХ века, где готовили архитекторов. Во-первых, это были учебные заведения строительно-инженерного профиля: МПИ (Московский политехнический институт с 1918), МИГИ (с 1921–1924; см.: МПИ), МВТУ (1918–1930), во вторых – художественные учебные заведения Москвы: Вхутемас–Вхутеин, предшествующие им ГСХМ I и II, преобразованные из СХПУ и МУЖВЗ, получившие статус высших учебных заведений.
Вначале работа по комплектованию фонда учебных работ сосредоточилась на собирании и изучении материалов Вхутемаса–Вхутеина, поскольку именно это учебное заведение по своему значению занимает наивысшее положение в истории московской архитектурно-художественной школы. По потенциалу выработанных и накопленных в нём идей, по результатам образовательной и творческой деятельности, по степени влияния на художественное образование и творческую практику авангарда оно остаётся одним из главных в мире. Важным было и то, что деятельность музея на первом этапе его существования совпала со временем, когда ещё были живы бывшие студенты этой выдающейся школы отечественного авангарда. Это архитекторы – педагоги МАрхИ: К.Н.Афанасьев, И.В.Ламцов, М.А.Туркус; исследовательница Вхутемаса Л.К.Комарова; московские архитекторы сёстры В.Н. и Н.Н.Колпаковы, а также ленинградский архитектор О.А.Иванова. Музей МАрхИ чрезвычайно гордится полученными от бывших вхутемасовцев различного рода работами по дисциплинам «Рисунок», «Цвет», «Пространство» и курсовыми архитектурными проектами, отражающими учебный процесс Основного отделения и архфака Вхутемаса.



Были налажены контакты с родственниками и наследниками бывших студентов и педагогов МИГИ–МВТУ и Вхутемаса–Вхутеина. От них поступили материалы учебного и творческого характера. Н.Г.Гольц передала эскизы учебных работ Вхутемаса, выполненных её отцом, Г.П.Гольцем. От сына И.А.Голосова поступили архитектурные проекты 1920-х – 1930-х. А.Г.Бархина подарила музею работы своего отца Г.Б.Бархина: дипломный проект в ВХУ при ИАХ, эскизы к проекту Дом газеты «Известия» и другие. Б.Г.Бархин передал курсовой проект Дома-коммуны, выполненный его братом М.Г.Бархиным в МВТУ. Дочь И.Н.Соболева передала учебные проекты Вхутемаса и конкурсные проекты 1920-х. От вдовы И.С.Николаева поступили учебная работа по композиции, выполненная в МВТУ, и множество эскизов Дома-коммуны. Кафедра МАрхИ передала музею работы В.Ф.Кринского 1920-х. Знаменитый исследователь русского авангарда С.О.Хан-Магомедов передал в дар музею собрание учебных работ московских школ 1920-х. В связи с поступлением не только учебных, но и авторских работ, в музее сформировались два базовых фонда: авторский (произведения архитекторов-художников) и школьный фонд с разделами по каждой конкретной школе.
Важно отметить, что до 1930-х учебные заведения были комплексного типа и объединяли обучение по разным художественным специальностям. Студенты нередко переходили с одного факультета на другой в пределах своего вуза, так что в их частных архивах иногда сохраняются учебные материалы по крайней мере двух факультетов. Поэтому музей МАрхИ не ограничил свой интерес только архитектурными факультетами и отделениями, а обратил внимание на другие: живописный, скульптурный, а также производственные специальности: полиграфический, керамический, текстильный, дерево- и металлообработки. Среди живописного наследия есть очень характерная для 1920-х дипломная работа студента монументального отделения живописного факультета Я.И.Цирельсона – диптих «Победа» и «Баррикада». Из скульптурного наследия Вхутеина есть две скульптуры В.А.Шероновой – «Юнгштурмовка» и «Теннисистка». Полиграфический факультет представлен довольно широко: это курсовые и дипломные работы Е.А.Афанасьевой, Е.С.Тейса, В.А.Лапина. Собрание работ М.П.Кузнецова, учившегося сначала на керамфаке, а затем на архфаке – редчайшие образцы посуды и живописная работа по дисциплине «Цвет» (руководители А.А.Веснин и Л.С.Попова) – были подарены его сыном. Учебные работы своих родителей – матери, учившейся на текстильном факультете (образцы тканей) и отца, студента дерметфака (мастерская А.М.Родченко) А.И.Дамского, передала Н.А.Киселёва.
Сотрудники других художественных музеев также оказывали свою помощь в комплектовании фондов: так, благодаря Н.Л.Адаскиной (ГТГ) от наследников художников Г.Г.Нисского и Л.В.Руднева были получены их работы. По мере комплектования фонда расширялись географические рамки собираемых материалов. Появились материалы по ленинградскому Вхутеину и региональным школам. Одной из важнейших «ленинградских» коллекций являются работы братьев А.П. и Ю.П.Великановых и Т.А.Тимофеевой – отца, дяди и матери архитектора А.А.Великанова (профессора МАрхИ), учившихся на архфаке и полиграффаке ленинградского ВХТИ. Дочь И.И.Фомина передала работы своего отца – дипломный проект 1927 в ЛВХТИ. Большую помощь оказали сотрудники отдела графики ГРМ, порекомендовавшие обратиться к В.Б.Блэк, которая передала работы своей матери, известного ленинградского скульптора П.Н.Шуриги – эскизы к скульптурным композициям периода учёбы в московском Вхутемасе (мастерская А.М.Лавинского) и ленинградском ВХТИ (мастерская А.Т.Матвеева).
Всего в музее собрано около 2000 единиц хранения изобразительных материалов, как ученических, так и творческих работ художников и архитекторов. Учебные работы ряда школ и дисциплин (МИГИ, МВТУ, а также дисциплина «Цвет» во Вхутемасе под руководством Г.Г.Клуциса) представлены сегодня только в собрании музея МАрхИ. Ряд ученических работ МИГИ, МВТУ, Вхутемаса, хранящихся в фондах музея, являются шедеврами русского авангарда.
В музее также сформированы документальный и фотографический фонды школ. Это документы личного характера: зачётные книжки, студенческие билеты, дипломы об окончании и другое. Важен фонд фотографий учащихся и педагогов, запечатлевших их в повседневной жизни, а также в общежитии, на отдыхе, во время учебных и спортивных занятий. Большое значение имеют фотографии несохранившихся графических учебных работ, а также фотографии с макетов по дисциплине «Пространство» 1920-х.
Целенаправленная коллекционерская деятельность музея обусловила его сегодняшнее значение как важного центра хранения и изучения материалов по истории архитектурно-художественных школ авангарда, уникальных по охвату и представлению истории и методики обучения разных факультетов Вхутемаса и ряда других столичных и региональных школ.
Произведения 1920-х из собрания музея экспонировались на отечественных и зарубежных выставках. Ряд произведений опубликован в изданиях и каталогах выставок, подготовленных музеем МАрхИ.
Выставки: «Пространство Вхутемаса» (1995), «Художники, опережающие время» (2002. Загреб, Хорватия), «Вхутемас: Истоки русского авангарда. 1920–1930-е» (2005. Флоренция, Италия), «От Вхутемаса к МАрхИ» (2006), «Мечты о России – русский авангард. 1917–1937» (2009–2010. Саитама, Оказаки, Ямагата, Япония), «Вхутемас. Живое наследие» (2010).
Литература:
- 250 лет московской архитектурной школы. Учебные работы и проекты. 1749–1999. М., 1999;
- От Вхутемаса к МАрхИ. 1920–1936. Архитектурные проекты из собрания Музея МАрхИ. Рук. проекта Л.И.Иванова-Веэн. М., 2005;
- Вхутемас–Вхутеин. Москва–Ленинград. 1920–1930. М., 2010.;