МТХ (Московское товарищество художников)

Общество художников
Москва. 1893-1924

Общество основано кружком выпускников МУЖВЗ, который в 1896 году был преобразован в «Московское товарищество художников». За время своего существования объединение устроило значительное количество выставок в Москве, Петербурге и в ряде городов провинции.

1900-е годы стали периодом расцвета деятельности МТХ. Отход от реалистической живописи, обращение к стилистике символизма и импрессионизма, включение в состав выставок разделов художественной индустрии – вот то главное, что выделяло его на фоне деятельности других объединений. Поэтому многие работы, экспонировавшиеся на выставках Товарищества, определялись в прессе как «декадентство» и даже «сверх-декадентство». Центральной фигурой общества в начале 1900-х годов был В.Борисов-Мусатов, именно по его рекомендации в течение нескольких лет (1900–1908) на выставках МТХ участвовал В.В. Кандинский.

Объединение не имело чётко сформулированной программы и предоставляло возможность экспонировать свои работы разным художникам, особое внимание уделяя молодым авторам. «Т-во всегда держалось принципа широкой терпимости по отношению к направлению, школе, манере, почерку, языку, требуя обязательно художественности, присутствия чисто живописной (в широком смысле), чисто художественной задачи» (Ф.И.Рерберг. МТХ. 1927 // ОР ГТГ. Ф.143. Ед.хр.12. Л.12).

На выставках МТХ в 1904–1912 в числе многих участвовали художники, ставшие известными представителями авангардного движения: Л.Баранов, А.К.Богомазов, Д.Д.Бурлюк, В.Д.Бурлюк, Н.С.Гончарова, П.П.Кончаловский, П.Ф.Кузнецов, А.В.Куприн, Н.П.Крымов, М.Ф.Ларионов, А.В.Лентулов, К.С.Малевич, И.И.Машков, Д.Н.Митрохин, А.А.Моргунов, В.В.Рождественский, Н.Н.Сапунов, М.С.Сарьян, С.Ю.Судейкин, Н.П.Ульянов, П.С.Уткин, А.В.Шевченко, Г.Б.Якулов. Начиная свою деятельность на выставках МТХ, они «…покидали Товарищество, как только могли сгруппироваться в более узкие кружки, устроить более однообразные по направлению, манере, задачам выставки. Так образовались Голубая роза, Ослиный хвост, Бубновый валет». (Там же. Л.13.). В последующие годы (1913–1924) в выставочные экспозиции общества включались также произведения В.Д.Бубновой, А.И.Кравченко, Н.Я.Симонович-Ефимовой, Н.В.Синезубова, А.Ф.Софроновой, П.А.Хентовой, В.М.Ходасевич, И.М.Чайкова, В.М.Юстицкого, Д.А.Якерсона.

Автор статьи: И.В.Лебедева



Литература:
  • Золотой век художественных объединений России и СССР (1820–1932): Cправочник / Сост. Д.Я.Северюхин, О.Л.Лейкинд. СПб.: Изд-во Чернышёва, 1992.
  • Крусанов А.В. Русский авангард: 1907–1932 (Исторический обзор): в 3 т. Т. 1: Боевое десятилетие. Кн. 1. М., Новое литературное обозрение. 2010;
  • Лебедева И.В. Кандинский. Выставки в России. – Lap Lambert Academic Publishing RU. 2018;
  • Усова Е. «Мюнхенско-парижско-русская колония»: Заметки к деятельности Московского товарищества художников в 1900-е годы // Искусствознание. М., 2018. №2.
Архивы:
  • РГАЛИ. Ф. 2443;
  • ОР ГТГ. Ф. 43; 143; 188.

Автор статьи: И.В.Лебедева