МПИ (Московский политехнический институт; МИГИ – Московский институт гражданских инженеров. Архитектурное отделение)

1918–1924

Московский политехнический институт (МПИ) был организован в 1918 на базе Московского женского политехнического института (1916–1918), созданного в свою очередь из Московских женских строительных курсов (1902–1916). В 1921 МПИ был переименован в Московский институт гражданских инженеров (МИГИ). Его выпускникам присваивалось звание инженера-архитектора, находился он в Москве, на Покровском бульваре.

МПИ унаследовал структуру своего предшественника из двух отделений – архитектурного и инженерно-строительного, а также преподавательский состав. Основателем и первым деканом архитектурного отделения МПИ был Н.В.Марковников, позже – Б.А.Коршунов. В 1921 в МПИ состоялся ускоренный выпуск архитекторов – это был первый выпуск инженеров-архитекторов, получивших образование при советской власти (64 человека, в том числе впервые 25 женщин). Диапазон разрабатываемых в дипломных проектах направлений был широким – от неоклассики до символического романтизма. Проектирование вели Л.А.Веснин, Коршунов, Марковников, Э.И.Норверт, некоторые из них совмещали преподавание в МПИ и Вхутемасе.

В области поисков в формообразовании МПИ–МИГИ, в отличие от Вхутемаса, находился как бы вне обострившейся в то время творческой полемики. Ведущие педагоги занимали подчёркнуто нейтральную позицию по отношению к новаторским течениям и не мешали творческим поискам студентов. Марковников и Веснин были в это время приверженцами неоклассики; Коршунов и Норверт вели поиски нового образа в работе с архаическими формами; И.А.Голосов разрабатывал теорию построения «архитектурных организмов» и практически пропедевтическую дисциплину «Архитектурное построение» с изучением общих принципов архитектурной композиции. Веснин предоставлял студентам полную свободу самовыражения, и его курс «Декоративная композиция» стал в МИГИ полем смелого формального экспериментирования. М.Я.Гинзбург, читавший курс истории искусств и архитектуры, активно влиял на общую творческую атмосферу в институте, и особенно в студенческой среде. Рисование вёл художник-авангардист В.Ф.Франкетти.

В итоге яркая автономная оригинальная школа символического романтизма сформировалась на архитектурном отделении МИГИ в среде самих учащихся и ярко заявила о себе в курсовых проектах. Лидерами новаторских формальных поисков и ядром формировавшейся творческой школы стала группа талантливых студентов (Г.Г.Вегман, В.М.Владимиров, И.В.Ламцов, В.А.Красильников), перешедших в 1920 из Вхутемаса в МПИ. Работы этого направления отличались чрезвычайно многообразными решениями: практически каждая представляла проектный эксперимент. Поиски в формообразовании сочетали всё многообразие приёмов: пластичность форм и подчёркнутую динамичность, упрощённую неоклассику и влияние кубизма, усложнённую пластику объёма и выявление конструктивного каркаса, общую экспрессию композиции. Проекты выполнялись с хорошим знанием инженерных конструкций: курс железобетонных конструкций студентам МИГИ читал выдающийся инженер А.Ф.Лолейт, и они получали более основательную инженерно-техническую подготовку, чем во Вхутемасе. Неслучайно их работы с элементами символического романтизма, рационализма и раннего конструктивизма произвели грандиозное впечатление на зимней выставке 1923–1924 в ПИГИ и оказали решающее влияние на ленинградскую инженерную школу авангарда.

В конце мая 1923 МИГИ был слит с Московским практическим строительным институтом, который имел в своём составе аналогичные МИГИ факультеты.

В 1924 состоялся единственный выпуск МИГИ. Дипломы получили 10 инженеров-архитекторов. Представленные ими дипломные проекты на тему «Музей Красной Москвы» отличали подчёркнутая функциональность и стремление освоить новые инженерные формы. Проекты Вегмана и Владимирова были опубликованы в книге Гинзбурга «Стиль и эпоха», одной из важнейших теоретических работ раннего конструктивизма, и повлияли на формально-эстетические поиски других архитекторов.

В августе 1924 МИГИ был слит с инженерно-строительным факультетом МВТУ. Перешедшие в него педагоги и студенты МИГИ принесли с собой новаторские идеи, стимулировавшие атмосферу творческих поисков в МВТУ и на несколько лет оживившие учебный процесс в этом техническом вузе духом чистой архитектуры, свободы и творчества.

Литература:
  • Ф.Гринберг, С.Клименко. Архитектурные отделения Высших женских строительных курсов–МПИ–МИГИ. 1909–1924 // Архитектурные школы Москвы. Сб.1. Исторические данные. 1749–1990-е. М., 1995;
  • Хан-Магомедов 1996; С.О.Хан-Магомедов. Питомцы МИГИ и авангард. М., 1997;
  • От Вхутемаса к МАрхИ. 1920–1936. Архитектурные проекты из собрания Музея МАрхИ. Рук. проекта Л.И.Иванова-Веэн. М., 2005;
  • Т.В.Лысова. Архитектурная школа МИГИ и её изобразительное наследие в Музее МАрхИ // Вестник Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна. Серия 2. 2013. №3.;
Архивы:
  • ГАРФ. Ф.2306. Оп.18;
  • Ф.1565. Оп.3;
  • Музей МАрхИ (документы, графические работы).;

Автор статьи: Т.В.Лысова