Монументальная пропаганда

План монументальной пропаганды возник в 1918 как следствие агитационной политики советской власти. Первоначально план заключался в том, чтобы сносить памятники «царям и их слугам» и ставить памятники «жертвам революции». На протяжении лета–осени 1918 утверждались различные списки имён, куда входили «революционеры и общественные деятели» от Спартака и Брута до Г.В.Плеханова и Н.И.Кибальчича, а также писатели, поэты, композиторы, артисты. Из художников и архитекторов были выбраны Андрей Рублёв, О.А.Кипренский, Александр Иванов, М.А.Врубель, Ф.И.Шубин, М.И.Козловский и М.Ф.Казаков (существовало несколько вариантов списка с разными фамилиями. См.: Художественная жизнь Советской России 1917–1932. События, факты, комментарии. Сборник материалов и документов. Отв. ред. В.П.Толстой. М., 2010. С.158–159).

В осуществлении плана монументальной пропаганды принимали участие художники самых разных направлений и школ. Московский авангард был представлен именами Б.Д.Королёва, А.В.Бабичева, А.А.Веснина, в Петрограде работали Н.И.Альтман, В.Д.Баранов-Россине, И.А.Пуни, В.Е.Татлин, С.В.Чехонин, в Саратове – В.М.Юстицкий, в Витебске – М.З.Шагал, К.С.Малевич и группа Уновис, в Харькове и Киеве – М.Л.Бойчук и В.Д.Ермилов.

Грандиозный замысел не мог быть осуществлён в то время полностью по многим причинам. Одной из основных было отсутствие традиционных для скульптуры надёжных материалов, вследствие чего памятники возводились из недолговечного сырья и надолго не сохранялись. Другой причиной была острая борьба между реалистами и авангардистами, в результате которой многие проекты вообще не осуществлялись.

План монументальной пропаганды действовал до 1920.

См. также: Агитационно-массовое искусство.

Литература:
  • Н.Виноградов. Воспоминания о монументальной пропаганде в Москве // Искусство. 1939. №1;
  • А.Стригалёв. Монументальная пропаганда в союзных республиках и областях РСФСР. М., 1978;
  • А.Стригалёв. Монументальная пропаганда // Великая утопия.;