Комиссия по охране памятников Моссовета объединяла многих внештатных сотрудников: художников, архитекторов и коллекционеров, а не только историков и любителей старины, стремившихся сохранить культурное наследие. Её руководителем с 1918 был архитектор Н.Д.Виноградов (Е.Б.Овсянникова. Из истории комиссии Моссовета по охране памятников // Советское искусствознание’81. М., 1982. С.263–330). Это был местный орган охраны наследия (первоначально при Наркомате имуществ республики), а вышестоящей организацией являлся аналогичный отдел НКП. Неслучайно именно эта местная комиссия стала впервые выдавать «охранные грамоты» на мастерские и художественные собрания.
В 1918–1922 Комиссия по охране памятников Моссовета организовала четырнадцать Пролетарских музеев. Одни из них были созданы на основе частных коллекций в особняках бывших владельцев (например, А.Брокара), в других экспозиции периодически менялись и составлялись из произведений, сосредоточенных в специально организованном хранилище в Яковлевском (Яковоапостольском) переулке близ Курского вокзала. Первый музей на основе нескольких частных коллекций был открыт 7 ноября 1918 (Е.Б.Овсянникова. Первый пролетарский музей // Панорама искусств. М., 1984. Вып.7. С.265–283). Он разместился в бывшем особняке О.И.Лёве на Большой Дмитровке, 24 (здание перестроено, в нём сейчас находится Российская академия архитектуры и строительных наук). Там же разместили библиотеку и музейные фонды, а первоначальное место хранилища реквизированных сокровищ в Яковлевском переулке заняло новое учреждение – Московское хранилище произведений современного искусства, которое позволило сберечь творческое достояние многих художников и коллекционеров, поскольку старые деревянные дома тогда разбирали на дрова, а особняки и квартиры в доходных домах «уплотняли» новыми жильцами.
В начале 1919 Московское хранилище произведений современного искусства перенесли в здание Первого пролетарского музея на Дмитровке. Содержанием этого хранилища занимались, судя по документам того времени, работники музея, которые совмещали самые разные обязанности. Это были Ф.Ф.Гейц (заведующий музейным отделом, 1919); хранитель-эксперт, коллекционер, бывший фабрикант Н.А.Носов; архитекторы Е.Н.Коротков, Н.А.Всеволожский, Н.М.Кириллов; коменданты Н.И.Шагаев, Д.Д.Варапаев; П.Н.Миллер, деятель комиссии «Старая Москва»; живописцы К.Н.Бахтин (заведующий «картинным отделом и складом»), В.Н.Бакшеев, Н.А.Богатов, М.В.Леблан, М.А.Маркичев, Е.В.Орановский; А.А.Ясинский; антиквар А.Ф.Золотарёв, а также регистраторы и хранители: В.Ф.Булгаков, Б.С. и П.С.Вадбольские, Н.Н.Гедеонов, М.М.Гермашев; А.Ф.Попенцева (впоследствии хранитель музея-коллекции Брокаров).
В хранилище произведений современного искусства находились работы художников, уехавших из России (часть работ М.Ф.Ларионова, Н.С.Гончаровой и других), а также – пропавших без вести или погибших во время Первой мировой войны (графика Н.В.Шперлинга, художника-примитивиста И.А.Скуйе).
В помощь художникам в 1919 Комиссия по охране памятников Моссовета начала устраивать выставки-продажи картин из этого хранилища (см.: Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. М., 1965; Т.Ф.Власова. Из истории художественной жизни революционной России. Деятельность Всероссийского центрального выставочного бюро (1918–1921) // Советское искусствознание. Вып.23. М., 1988. С.317–335). Их было четыре: 1-я выставка – 19 марта 1919. Галерея Лемерсье, Салтыковский пер., произведения 46 художников; 2-я выставка – 1919. 58 художников; 3-я выставка – 1919; 4-я выставка – 1919. 60 художников.
На оборотной стороне произведений, попавших сюда, поначалу наклеивались этикетки, где значилось: «Отдел изобразительных искусств. Народный комиссариат просвещения. Выставка произведений искусства. По квитанции №___ Фамилия___Имя___Отчество___Адрес____Из какого общества___ № художественного произведения по квитанционной книжке…» (утверждали состав выставок сотрудники НКП). Однако из дневников Виноградова, налаживавшего с ними контакты, ясно, что принципы работы такого хранилища, как и концепция экспозиций на основе целостных частных собраний, не получили поддержки (И.Э.Грабарь аргументировал тогда метод «укрупнения» музеев как единственно правильный). Кроме того, центр Москвы привлекал советскую администрацию и дельцов эпохи нэпа, стремившихся отобрать особняки с мебелью и картинами для своих нужд. Поэтому в 1922 Пролетарские музеи по указанию специальной комиссии НКП были расформированы, и некоторые вещи из них продавались аукционной фирмой «Эос» иностранцам (Арманду Хаммеру и другим). Одновременно было закрыто и Московское хранилище произведений современного искусства. Виноградов, работавший впоследствии как архитектор-реставратор, вынужден был держать у себя в квартире, перестроенной им из конюшни (Гранатный пер., 11), вещи знакомых художников, по возможности передавая картины авторам или их наследникам (Е.Б.Овсянникова. Ларионов и Гончарова. Материалы из архива Н.Д.Виноградова. С.55–87; Е.Б.Овсянникова. Ранние работы Н.С.Гончаровой в архиве Н.Д.Виноградова. С.155–174).
Литература:
- Е.Б.Овсянникова. Из истории комиссии Моссовета по охране памятников // Советское искусствознание’81. М., 1982. Вып.2;
- Е.Б.Овсянникова. Первый пролетарский музей // Панорама искусств. М., 1984. Вып.7;
- Е.Б.Овсянникова. Ларионов и Гончарова. Материалы из архива Н.Д.Виноградова // Н.Гончарова, М.Ларионов. Исследования и публикации. Под ред. Г.Ф.Коваленко. М., 2001;
- Ранние работы Н.С.Гончаровой в архиве Н.Д.Виноградова // Амазонки авангарда. Сб. статей. Под. ред. Г.Ф.Коваленко. М., 2001.;