В 1920 возобновились Венецианские биеннале, прерванные Первой мировой войной. Между СССР и Италией в тот момент не было установлено дипломатических отношений. Поэтому Русский павильон на XII биеннале представлял искусство русской эмиграции. Среди экспонентов были живописцы Н.С.Гончарова, М.Ф.Ларионов, Д.С.Стеллецкий, Б.Д.Григорьев, А.Г.Явленский, скульптор С.Н.Судьбинин. Отдельный зал был предоставлен А.П.Архипенко, что, по свидетельствам современников, значительно улучшило русскую экспозицию.
XIV биеннале (1924) – самая значительная для русского искусства, в том числе авангардного, из всех Международных венецианских художественных выставок. В организационный комитет входили комиссар выставки П.С.Коган, секретарь Б.Н.Терновец, а также искусствоведы и критики А.В.Бакушинский, Б.Р.Виппер, М.П.Кристи, А.А.Сидоров, Я.А.Тугендхольд, Б.В.Шапошников, А.М.Эфрос, скульптор В.Н.Домогацкий.



Среди участников, представлявших авангард, были самые известные мастера: Ю.П.Анненков, Н.И.Альтман, А.А.Веснин, Е.М.Бебутова, А.Д.Древин, Л.Ф.Жегин, П.П.Кончаловский, П.В.Кузнецов, А.В.Куприн, А.В.Лентулов, И.И.Машков, А.А.Осмёркин, Л.С.Попова, А.М.Родченко, В.В.Рождественский, М.С.Сарьян, В.Ф.Степанова, Н.А.Удальцова, Р.Р.Фальк, В.Н.Чекрыгин, Д.П.Штеренберг, А.А.Экстер, Б.В., М.В. и К.В.Эндеры. А всего в русской экспозиции находилось 176 картин, 19 скульптур и 300 графических произведений (В.Э.Барнетт. С.179). Реальная экспозиция несколько отличалась от списка работ в каталоге выставки, в котором нет произведений К.С.Малевича, но установлено, что в залах были представлены «Чёрный крест» и «Чёрный круг», написанные мастером вместе с учениками (1923. Оба – в ГРМ), а также шесть рисунков (В.Э.Барнетт. С.181).
В предисловии к каталогу Терновец дал подробную характеристику школам современного русского искусства, но особое внимание уделил московской, которую выводил из традиций «Бубнового валета», соединённых с влиянием Поля Сезанна (XIV Esposizione internazionale d’Arte della Citta di Venezia. [Catalogo] Venezia, 1924).
В 1928 СССР участвовал в XVI Венецианской биеннале. Среди экспонатов – «Смерть комиссара» К.С.Петрова-Водкина, «Индустрия» Ю.И.Пименова, «Оборона Петрограда» А.А.Дейнеки. Во французском отделе выставлялись работы Григорьева, И.А.Пуни, М.З.Шагала, а также некоторых представителей «Парижской школы» – Пинхуса Кременя, Ханы Орловой, Леопольда Сюрважа, О.А.Цадкина.
В 1930 на XVII биеннале экспонировались картины П.В.Вильямса, А.К.Богомазова, Дейнеки, А.А.Лабаса, В.Н.Пальмова, А.Г.Петрицкого, А.Г.Тышлера.
В 1932 на XVIII биеннале особо выделялись картины Дейнеки, А.Д.Древина и Лабаса. Параллельно русскому отделу была организована персональная выставка работ Цадкина.
Литература:
- Б.Н.Терновец. Письма. Дневники. Статьи. Сост.: Л.С.Алёшина, Н.В.Яворская. М., 1977;
- Вивьен Эндикотт Барнетт. Участие России в биеннале в Венеции в 1924 году // Великая утопия;
- Русские художники на Венецианской биеннале. 1895–2013. Сост. Николай Молок. М., 2013.;
Архивы:
- РГАЛИ.Ф.469.Оп.1.Ед.хр.418;