МАО (Московское архитектурное общество)

1867–1932

Первое в России объединение архитекторов и инженеров-строителей, основанное в 1867. С 1906 по 1922 председателем МАО был Ф.О.Шехтель, с 1922 по 1932 – А.В.Щусев.

МАО не имело определённой творческой программы, но всегда играло роль своего рода профессионального союза архитекторов. Основные направления его деятельности – изучение актуальных архитектурно-строительных проблем творческой практики и научные исследования в области истории архитектуры; натурные исследования и реставрация древних памятников; проведение архитектурных конкурсов; распространение и популяризация архитектурных и технических знаний, перевод и издание трудов иностранных авторов, устройство архитектурно-художественных и ремесленных выставок, чтение докладов.

В советский период МАО по-прежнему являлось основным, хотя уже и не единственным профессиональным сообществом архитекторов. С приходом Щусева значительно активизировалась роль МАО в организации открытых конкурсов, участие в них стало главным в деятельности общества на протяжении 1922–1932. Были выработаны чёткие правила проведения конкурсов, которые неукоснительно соблюдались. В этом следует видеть стремление действовать в интересах всего архитектурного цеха, вне зависимости от тех творческих течений, к которым принадлежали члены общества. В этот период была преодолена (в чём была немалая заслуга Щусева) предубеждённость некоторых членов МАО в отношении новаторских течений и общество влилось в общее русло архитектурного авангарда. Эта тенденция проявилась уже в 1925, когда большинство премированных на конкурсах МАО проектов было выполнено именно в духе авангарда. Темы конкурсов диктовались в основном социальной политикой, требовавшей создания новых типов сооружений: проекты для рабочего жилого строительства, Дворца труда (1922–1923), первой ВСХВ в Москве (1923) и другие.

В жюри конкурсов большинство (не менее двух третей) составляли представители МАО, входили в жюри и представители заказчиков. Преобладание архитекторов обеспечивало прежде всего профессиональные оценки конкурсных проектов, так как талант и уровень мастерства конкурсанта оценивали его коллеги. Иногда с решением жюри не соглашались заказчики и отвергали проекты, отмеченные как лучшие. Так было в конкурсе на проект здания Центрального телеграфа в Москве (1925), когда представители Наркомпочтеля вопреки решению жюри выбрали для реализации из всех премированных проектов проект И.И.Рерберга, вызвавший критику большого числа архитекторов. Этот конкурс отчётливо выявил возникшую проблему взаимоотношений архитекторов-новаторов и инженеров-строителей. В начале 1920-х в период раннего авангарда архитекторы совместно с инженерами увлечённо осваивали технические достижения, выполняли совместные проекты. Во второй половине 1920-х многие инженеры, приветствуя внедрение в строительство новых материалов и конструкций, в то же время скептически относились к формально-эстетическим поискам архитекторов авангарда.

В мае 1930 на правах сектора МАО вошло в состав МОВАНО. Упразднено в 1932, когда был создан единый Союз советских архитекторов.

Литература:
  • Союз архитекторов СССР. Столетие архитектурных обществ. 1867–1967. М., 1967;
  • Из истории советской архитектуры. 1926–1932. Документы и материалы. Творческие объединения. Сост. и автор вступ. статьи В.Э.Хазанова. М., 1970;
  • Хан-Магомедов 1996;
  • Е.И.Кириченко. Московское архитектурное общество в истории русской культуры. 1867–1932: К 140-летию МАО. М., 2007. С.В.Клименко. Московское архитектурное общество (МАО) // Большая российская энциклопедия. Т. 21. М., 2013.;

Автор статьи: С.В.Клименко