«Мáковец» (Союз художников и поэтов «Искусство – жизнь»)

Общество и одноимённый журнал. Москва. 1921–1927

Общество художников, куда входили представители как реалистического направления, так и умеренного авангарда. Одним из вдохновителей общества стал В.Н.Чекрыгин. Предтечей «Маковца» было «Общество художников 1921 года» в составе Н.М.Чернышова, Чекрыгина, В.Е.Пестель и других. Окончательно общество сложилось в конце 1921 вокруг редакции журнала «Млечный путь» (выходил в 1914–1916). Издателем и главным редактором журнала был поэт А.М.Чернышов, ему помогал брат, Н.М.Чернышов, редактировавший художественный отдел. В журнале печатались поэты Игорь Северянин, Саша Чёрный, С.А.Есенин, помещали свои иллюстрации В.С.Барт, И.А.Скуйе, Н.А.Тырса, А.С.Ястржембский и другие художники.

Первоначальное название, возможно, восходит к фразе из манифеста М.Ф.Ларионова «Лучисты и будущники»: «Искусство для жизни и ещё больше – жизнь для искусства», поскольку некоторые члены общества (Барт, Скуйе, А.В.Шевченко) входили в выставочную группу Ларионова (Е.А.Илюхина).

Группа художников общества «Мaковец». Москва 13 мая 1922. Слева направо в первом ряду: Е.О.Машкевич, И.Ф.Завьялов, В.Е.Пестель, Т.Г.Романович, А.С.Ястржембский; во втором ряду: В.Н.Чекрыгин, Л.Ф.Жегин, Н.Х.Максимов, К.К.Кодлубинский, Н.М.Григорьев, К.К.Зе
В.А.Фаворский. Обложка неизданного номера журнала «Маковец». 1923. №3
0 / 0

В Союз художников и поэтов «Искусство – жизнь», кроме перечисленных выше художников, вошли П.И.Бромирский, Н.М.Григорьев, С.В.Герасимов, Л.Ф.Жегин, И.Ф.Завьялов, К.К.Зефиров, Е.О.Машкевич, Н.Х.Максимов, Пестель, М.С.Родионов, С.М.Романович, Н.В.Синезубов, Чекрыгин, А.В.Фонвизин, Шевченко. Несколько позднее состав общества пополнили Л.А.Бруни и К.Н.Истомин, а также ученики Вхутемаса Т.Б.Александрова, В.Ф.Рындин, Н.Я.Симонович-Ефимова, Р.А.Флоренская. С обществом сотрудничали Б.Л.Пастернак, В.В.Хлебников, П.Г.Антокольский, Н.Н.Асеев, К.А.Большаков, Амфиан Решетов.

Устав и манифест общества, написанный Чекрыгиным, были приняты в конце 1921. Название «Мáковец» придумал Шевченко, он же стал первым председателем общества. А.М.Чернышов возобновил в рамках общества свою издательскую деятельность и в январе 1922 выпустил первый номер журнала «Мáковец». Это название, данное в честь холма, на котором Сергий Радонежский основал монастырь, вскоре перешло и к обществу. П.А.Флоренский, сотрудничавший с «Мáковцем», в своём «Письме в достохвальный Маковец» писал: «По мысли основателей, “Маковец” должен быть маковцем – средоточною возвышенностью русской культуры, с которой стекают в разные стороны воды творчества. В разные – во первых, и из единого – во‑вторых. “Маковец” – не геометрический центр и не среднее арифметическое разных течений, а живой узел, откуда тянутся нити» (Архив В.И.Костина. Цит. по: Маковец. 1922–1926. Сборник материалов. С.60). «<...> маковцы мечтали о союзе не только литературы, изобразительного искусства, философии, а включали в него науки, в том числе математику, которую В.Чекрыгин, вслед за античными авторами, относил к разряду искусств» (Е.А.Илюхина).

Вышло два номера журнала «Мáковец» (1922). В 1921 общество издало четыре сборника литографий: «Литографии», «Литографии №4», «Пейзаж в литографиях современных художников», «Nature-morte в литографиях».

За время своего существования общество устроило три «выставки картин» (май 1922; январь 1924; декабрь 1925) и одну графическую выставку (март–апрель 1925. Москва, Новгород).

Литература:
  • В.П.Лапшин. Из истории художественной жизни Москвы 1920-х годов. «Маковец». Союз художников и поэтов «Искусство – жизнь» // Советское искусствознание 79. Вып.2. М., 1980;
  • Е.А.Илюхина. Художественное объединение «Маковец» // Маковец. 1922–1926. Сборник материалов по истории объединения. М., 1994.;

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов