Одна из первых систем беспредметной живописи в практике мирового художественного авангарда, разработанная М.Ф.Ларионовым. Первые лучистские произведения были созданы Ларионовым в 1912 и в конце года показаны на экспозициях «Мира искусства» в Москве и Петербурге. Лучистская живопись затем оказалась самым важным экспонатом на организованных Ларионовым выставках «Мишень» весной 1913 и «Номер 4. Выставка картин. Футуристы, лучисты, примитив» весной 1914.
В ранних лучистских работах Ларионова так называемого «реалистического лучизма» ещё сохранялось фигуративное изображение – «Стекло» (1912. Музей Соломона Р.Гуггенхайма, Нью-Йорк), «Лучистая колбаса и скумбрия» (1912. Музей Людвига, Кёльн). Характерной особенностью «реалистического лучизма» является наличие в нём анималистических сюжетов: «Петух» (1912. ГТГ), лучисто-кубистическая «Голова быка» (1912. ГТГ), «Лучизм» (1912–1913. Коллекция Е.Б. и А.Ф.Чудновских, Санкт-Петербург) Ларионова; «Кошки» (1913. Музей Соломона Р.Гуггенхайма, Нью-Йорк) Н.С.Гончаровой и другие. В 1912 Ларионовым были созданы и первые беспредметные лучистские композиции. В них геометрия картины больше не связывалась с изображением какой-то определённой формы. Другую линию в лучистском творчестве художника представляют гораздо более свободные по живописному исполнению «Коричнево-жёлтый лучизм» (1912–1913. Частная коллекция, Париж), «Лучистская композиция. Преобладание красного» (1913–1914. МоМА). Суть лучизма была изложена в одноимённом трактате Ларионова, изданном в 1913. В том же году Ларионов объявил о следующей стадии в развитии лучизма – пневмолучизме. В пневмолучистских произведениях 1913 – начала 1914 содержатся весьма интересные и продуктивные попытки обогащения живописной практики. В ларионовском «Солнечном дне» (1913–1914. Центр Помпиду) яркая, цветная живопись сочетается с наклейками на холсте из папье-маше. Спонтанность воплощения замысла с большой силой проявилась в построенной на энергичном хаотическом перекрещивании густых красочных мазков «Лучистой композиции. Преобладание красного». Наконец, в ряде произведений – «Пляж» (1913–1914. Музей Людвига, Кёльн), «Лучизм» (1913–1914, БГХМ) – Ларионов пытается обогатить живопись путём введения в картину знаков (чёрных нот или же крестов), получающих в картине структурообразующую роль. В дальнейшем развитии авангарда знаки часто использовались в беспредметной живописи. Ларионов разработал теорию лучизма, обосновывая его всем предшествующим развитием искусства, упоминая о существовании множества равнозначных стилей – от египетского и ассирийского до новейших кубизма, футуризма, орфизма. Свою теорию Ларионов связывает со следованием свойственным живописи законам, убеждая, что изображение в картине предметов вовсе не является обязательным и представляет скорее определённую дань привычке. Лучизм, по его замыслу, должен связать в единой гармонии и видимый материальный мир, и мир духовных проявлений. Ларионов стремился обосновать свою теорию лучизма и достижениями современной науки, пытаясь найти для неё опору в таких различных источниках, как физическая теория радиоактивности, или даже математические и мистико-философские идеи П.Д.Успенского о «четвёртом измерении». На практике лучизм оказывался различным образом связан с современными ему художественными поисками в живописи и поэзии авангарда; также можно проследить в лучизме и определённые параллели с эстетическими идеями русских символистов. Одной из самых интересных была идея Ларионова о том, что в живописи «копии не существует», то есть о возможности создать лучистское произведение, используя как источник вдохновения другое произведение искусства. Ларионов отчасти использовал этот метод в своей практике: так, пневмолучистские «пляжи» 1913–1914 в какой-то степени навеяны его же более ранними тираспольскими и одесскими пейзажами, а в «Венере на бульваре» (1913–1914. Центр Помпиду, Париж) с долей иронии переосмысляется опыт художников итальянского футуризма.
Начало Первой мировой войны, прекращение активной художественной жизни в Москве и призыв Ларионова на военную службу прерывают короткую историю живописного лучизма. На выставке «1915 год» в Москве весной 1915 Ларионов показал ряд монтажей и материальных подборов с богатой фактурой, а также автопортретную кинетическую композицию «Лучист» – ярко проявившееся при создании этого произведения игровое начало демонстрирует некоторое сходство между этапом «пластического лучизма» и западноевропейским дадаизмом, а также его связь с поисками театрального и раннего киноавангарда. В 1915 Ларионов и Гончарова покидают Россию. В период их совместной работы в «Русских сезонах» С.П.Дягилева Ларионов стремился использовать элементы лучизма и в оформлении постановок, что нашло отражение в некоторых его экспериментальных живописно-пластических этюдах. Так, в «Красном лучизме» (1914–1915. Частная коллекция Мерцбахер-Майер) цвет перестаёт выступать как свойство предметов и окружающей их пространственной среды и получает в этом этюде самостоятельную конструктивную роль. Немногочисленные последующие лучистские произведения, созданные во второй половине 1920-х или позже, повторяли уже найденные ранее художественные приёмы. В 1910-е к лучизму обращались и внесли определённый вклад в разработку живописных проблем такие мастера из круга Ларионова, как Гончарова, М.В.Ле-Дантю, С.М.Романович, А.В.Шевченко. Также лучизм Ларионова оказал некоторое влияние на развитие творчества К.С.Малевича, В.Е.Татлина, в начале 1920-х – на художников объединения «Маковец»; определённый интерес к нему испытывали конструктивисты Л.С.Попова, А.М.Родченко и В.Ф.Степанова.
Литература:
- М.Ларионов. Лучизм. М., 1913;
- Ослиный хвост и Мишень. М., 1913;
- Е.Ф.Ковтун. Лучизм Ларионова // Е.Ф.Ковтун. Русский авангард. Недописанные страницы. СПб., 1999;
- Н.С.Гончарова и М.Ф.Ларионов: Исследования и публикации. М., 2001;
- Г.Г.Поспелов, Е.А.Илюхина. Михаил Ларионов. Живопись. Графика. Театр. М., 2005;
- А.Н.Иньшаков. Михаил Ларионов. Русские годы. М., 2010;
- С.М.Романович. О лучизме // С.М.Романович. О прекраснейшем из искусств. М., 2011.;