Одним из первых исследователей и собирателей лубка был Д.А.Ровинский, издавший в 1881 девятитомный труд «Русские народные картинки». В начале 1910-х лубок привлекает внимание художников раннего авангарда. В.В.Кандинский и М.Ф.Ларионов не просто коллекционировали лубок (и не только русский), но вдохновлялись народными картинками, подражали им. Авангардисты видели в лубке (как в детских рисунках и в иконописи) «не аналог, а антипод знакомых <...> форм “культурного” изобразительного искусства» (Ю.М.Лотман. Художественная природа русских народных картинок // Ю.М.Лотман. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002), находили в нём новые художественные идеи.

Кандинский вместе с Ларионовым, по словам П.А.Мансурова, искал лубки на рынках: «Больше всего они бродили с Кандинским по базарам и отыскивали мужицкие лубки, Бова Королевич и царь Салтан, а с ними ангелы и архангелы, “хваченные” анилином вдоль и поперёк – вот это, а не Сезанн и явилось источником всех начал» (цит. по: Е.Ф.Ковтун. Пути русского авангарда // Советское искусство 1988. С.13).

К.С.Малевич. «Глядь, поглядь, уж близко Вислы…» 1914. Цветная литография
К.С.Малевич. «Шёл австриец в Радзивилы…» 1914. Цветная литография
Репортаж о военных лубках издательства «Сегодняшний лубок» (Огонёк. 1914. №41)
0 / 0

В 1912 Кандинский опубликовал русские лубки в альманахе «Синий всадник» и организовал выставку лубка в галерее Гольца в Мюнхене (Е.Ф.Ковтун. Пути русского авангарда // Советское искусство 1988. С.13). В феврале 1913 на «Первой выставке лубков» были показаны, помимо коллекции устроителя выставки Н.Д.Виноградова, экспонаты из собраний самого Ларионова и его единомышленников (бурятские лубки из собрания Б.А.Такке, корейские – И.А.Скуйе, старообрядческие – Н.Е.Роговина, французские – И.С.Ефимова), а также «современные русские лубки» Н.С.Гончаровой. В предисловии к каталогу выставки Ларионов писал, что «лубок многообразен. <...> лубок есть великое искусство». Вскоре (весна 1913) Ларионов уже сам организовал «Выставку иконописных подлинников и лубков».

Во время Первой мировой войны к лубочному творчеству обратились многие художники, в том числе и авангардисты. В августе – сентябре 1914 Г.Б.Городецким было организовано издательство «Сегодняшний лубок», с ним сотрудничали В.В.Маяковский, К.С.Малевич, А.В.Лентулов, И.И.Машков (под псевдонимом И.Горскин), Д.Д.Бурлюк, В.Н.Чекрыгин. Главной задачей было издание пропагандистских открыток, призванных поднять боевой дух русских солдат. Именно поэтому открытки выполнены в стиле народного лубка. Всего было издано 42 открытки, изображения сопровождались стихотворными текстами (см.: А.И.Боровков. «Сегодняшний лубок» вчера и завтра // А.И.Боровков. Заметки о русском авангарде. М., 2007. С.34–48). Автором текстов к 22 открыткам был Маяковский. Открытки «Сегодняшнего лубка» стали своего рода предтечей «Окон РосТА».

С 20 ноября по 7 декабря 1914 в Петрограде проходила выставка «Война и печать», на которой, в частности, были выставлены различные лубки «с уклоном в футуризм» (Маяковский и Д.Бурлюк) (Современное слово. 1914. №2463. 20 ноября).

Литература:
  • В.А.Денисов. Война и лубок. СПб., 1916;
  • А.Грищенко. Народная картинка – лубок // Путь освобождения. 1917. №3;
  • Е.Ф.Ковтун. Издательство «Сегодняшний лубок»// Страницы истории отечественного искусства второй половины XIX – начала XX века. СПб., 1993;
  • Н.Г.Меняйло. «Сегодняшний лубок». Война и русский авангард // Забелинские научные чтения 2001. Сб. статей. М., 2002.;

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов