Термин «левое искусство» стал правомерно применяться после «Выставки картин левых течений» (см.: Картин левых течений Выставка), прошедшей в апреле – мае 1915 в Художественном бюро Н.Е.Добычиной в Петрограде. Наравне с понятием «футуризм» он обозначал новаторское искусство. В 1917 в рамках Профессионального союза художников-живописцев Москвы были созданы три федерации, одна из которых называлась «левой» и объединяла большинство художников авангардного направления. К 1919 термин обретает новый смысл, соответствующий изменениям и в самом левом искусстве (см.: И.Пуни. Современные группировки в русском левом искусстве // Искусство коммуны. 1919. 1 апреля). Левыми теперь называли себя беспредметники, объединившиеся на выставке «Беспредметное творчество и супрематизм», с одной стороны, и так называемые «пролетарские» художники – с другой. В начале 1920-х последние сгруппировались вокруг журнала «Леф», пропагандировавшего идеи конструктивизма и производственного искусства (А.М.Родченко, В.Ф.Степанова, А.М.Лавинский, Л.С.Попова, Г.Г.Клуцис). В очередной раз термин «левое искусство» был взят на вооружение объединением «Октябрь», которое ставило своей целью создание социально ангажированного искусства. На протяжении 1920-х термин «левое искусство» применялся в отношении творческой практики художественных объединений ОСт, «Круг художников», ОСМУ.

Автор статьи: В.И.Ракитин