Орнитоптер, «махолёт», «воздушный велосипед», безмоторный летательный аппарат планирующего и машущего полёта для индивидуального использования. Экспериментальная исследовательская и проектная разработка В.Е.Татлина, завершившаяся в 1933 испытанием аппарата. До этого с 1929 он вместе с помощниками А.Г.Сотниковым, Г.С.Павильоновым, А.В.Щипицыным и А.Е.Зеленским сооружал серию из нескольких аппаратов.

С 1924 в Ленинграде, а затем с 1925 по 1927 в Киеве Татлин изучает анатомию птиц, наблюдает крупных птиц (журавлей) в полёте, при взлёте и приземлении, делает первые детали и пробные модели летательного аппарата. Видимо, обращение художника к этой теме состоялось раньше, еще в конце 1900-х – начале 1910-х, когда делающая свои первые шаги авиация выбирала пути развития между моторным и безмоторным принципом полёта. По личному признанию Татлина, он наблюдал за полётом морских птиц во время своих плаваний матросом (с перерывами с 1904 по начало 1910-х). Всего было изготовлено три летательных аппарата: два в обтяжке парашютным шёлком, предназначавшиеся для лётных испытаний, и один без обтяжки – для демонстрации конструкции. По словам Сотникова, аппараты в обтяжке отличались друг от друга в деталях, габаритах и конструктивных узлах, главным образом по причине различия условий старта и начала полёта. Один из них был сделан как аналог птицы, начинающей свой полёт падением с карниза или обрыва, другой – как аналог птицы, стартующей разбегом по земле или воде.

В.Е.Татлин с крылом «Летатлина» в своей мастерской в Новодевичьем монастыре в Москве. 1932. Фотография. РГАЛИ
«Летатлин» на выставке В.Е.Татлина на выставке в ГМИИ в Москве. 1932. Фотография. РГАЛИ
В.Е.Татлин, демонстрирующий принцип работы «Летатлина» на своей выставке в ГМИИ в Москве. 1932. Фотография. РГАЛИ
0 / 0

Теоретически планирующий полёт аппарата осуществлялся с применением мускульных усилий рук человека, где редкие взмахи крыльев чередуются с длительным планированием без взмахов. Планирование могло быть как восходящим в тёплых потоках воздуха, так и нисходящим – в холодных. Для полёта вверх или вниз использовался переход из потока в поток при помощи взмахов («толчков») крыльев. Из-за природной недостаточности мускульных усилий человека вес аппарата должен был стремиться к сверхлёгкости, что обусловило выбор применённых материалов: дерево, шёлк, дюралюминий, пробка, китовый ус, пеньковый шпагат, сыромятный ремень, лоза. В то же время механика взмаха и управления полётом должна была быть элементарно простой, а конструкция крыльев – сочетать в себе жёсткость деталей у основания (лонжерон) с гибкостью «пальцев», нервюр у конца. В основу конструирования аппарата было положено следование природным формам птиц, их морфологии, скелетно-мускульной кинематике, оперению.

Положение планериста внутри корзины фюзеляжа было горизонтальным. Визуальное наблюдение за полётом осуществлялось через верхнее отверстие для головы в обтяжке фюзеляжа и через «оконце» в днище. Безопасность обеспечивалась сложногнутым деревянным каркасом фюзеляжа с последующей его оплёткой тонкими плоскими деревянными рейками и лозой, для мягкой скользящей посадки на грунт использовались накачанные воздухом резиновые камеры, крепившиеся к днищу. Стабилизация крыльев в полёте достигалась связкой крыльев резиновым жгутом, который находился над спиной планериста выше шаровых шарниров крепления крыльев, а также жёстким замком, накидываемым на рули крыльев на уровне кистей рук планериста.

Название, данное Татлиным летательному аппарату, – контаминация из глагола «летать» и имени автора. «Летатлин» оказался последним значимым вкладом художника в создание «образцов» бытовых вещей, он заложил основы бионической методологии и практики в дизайне. В ходе работ по изготовлению аппаратов Татлин применял технологии гнутья дерева в горячем водяном паре, для достижения сверхгибкости «пальцев» крыла использовались многослойные детали в сочетании дерева, клея и китового уса. Кроме того, Татлиным были сделаны различные технические усовершенствования и изобретения. За создание «Летатлина» его принимают в Общество изобретателей. Единственная персональная выставка, состоявшаяся при жизни художника, была целиком посвящена демонстрации «Летатлина» (1932).

Испытания «Летатлина» оказались неудачными: ещё до их начала аппарат был повреждён при перевозке; отложенные на время, больше они не возобновлялись. К настоящему времени сохранился только один демонстрационный «Летатлин», два других утрачены.

По всей видимости, близость телесных ощущений плавания в воде и воздухе была знакома моряку и художнику Татлину, придавая ему уверенности в успехе создания «воздушного велосипеда» – простого и всем доступного летательного аппарата, сомнительные лётно-технические качества которого искупались бы превосходством художественных. Но мечта о полёте человека как птицы не подменялась только созерцанием совершенных форм птицеподобного летательного аппарата. Практически освоив его, научившись им управлять, человек мог бы и полететь.

Литература:
  • В.Татлин. Искусство в технику // Выставка работ заслуженного деятеля искусств В.Е.Татлина. [Каталог]. М.–Л., 1932;
  • К.Арцеулов. О «Летатлине» // Бригада художников. 1932. №6;
  • Е.Кронман. Уход в технику. Татлин и «Летатлин» // Бригада художников. 1932. №6;
  • А.Стригалёв. «Бионические основы» творческой концепции В.Е.Татлина // Проблемы формообразования в советской архитектуре. М., 1978;
  • Л.Жадова. Татлин – проектировщик материальной культуры // Советское декоративное искусство 77/78. М., 1980;
  • А.Г.Сотников. Записки моей жизни // Панорама искусств 5. М., 1982.;

Автор статьи: Д.Н.Димаков