Культура материалов

Такое название В.Е.Татлин дал художественным исследованиям свойств разных материалов – стекла, дерева, металла и других. Работа по изучению материалов и выявлению их природных свойств была начата им в 1913 и продолжалась ещё в начале 1930-х. Первоначально свои трёхмерные объекты Татлин называл «синтетическими композициями», «живописными рельефами», «материальными подборами», в 1915 родилось название «контр­рельефы».

Пытаясь синтезировать живопись, скульптуру и архитектуру, Татлин стремился выявить физическую природу материала через идеальную художественную форму. Например, он полагал, что для дерева идеальной является прямоугольная планка, для металла – конус, а стекло следует заключать в сферу.

Эти изыскания проводились под несколькими названиями: «культура материалов», «материальная культура» (так же называлась секция по изучению конструкции объекта в МЖК в Петрограде, которую Татлин возглавлял с 1921 по 1923), «конструкция материалов», «конструкционная культура».

Курс по культуре материалов Татлин преподавал во Вхутемасе–Вхутеине, в Гинхуке (где возглавлял Отделение материальной культуры), в Киевском художественном институте. Идеи Татлина были восприняты и получили развитие у широкого круга художников – Наума Габо, Л.А.Бруни, И.В.Клюна, О.В.Розановой, Л.С.Поповой, А.М.Родченко, Г.Г.Клуциса, Л.М.Лисицкого и других. В конечном счёте татлинские разработки легли в основу «производственного искусства».

Автор статьи: М.Б.Михайлова