Философское понятие, возникшее в 1970-е и очертившее круг философов и учёных, размышлявших о внеземном пространстве и космосе (Н.Ф.Фёдоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и другие). В начале ХХ века эти идеи распространились также в религиозных, естественно-научных и эстетических областях знаний. Особое влияние космизм оказал на литературу и изобразительное искусство авангарда. Яркий пример – творчество В.Н.Чекрыгина, который находился под непосредственным воздействием «Философии общего дела» Фёдорова.
Беспредметное (абстрактное) искусство в большой степени способствовало развитию идей космизма, которые в итоге привели К.С.Малевича к созданию «планитов». Из учеников и последователей Малевича «космический» аспект геометрической беспредметности успешно развил И.А.Кудряшов, а идеи космизма – Л.М.Хидекель.

Собственную интерпретацию космизма представляли В.В.Кандинский и ученики М.В.Матюшина (в наибольшей степени – Б.В.Эндер). В 1920-е было создано объединение «Амаравелла», члены которого называли себя «космистами».
Отзвуком идей космизма стала созданная Н.С.Гончаровой в конце 1950-х «космическая серия».
Литература:
- Б.В.Раушенбах. Пространственные построения в древнерусской живописи. М., 1975;
- В.А.Криворотов. Космизм и икона // Русский космизм и Ноосфера. М., 1988;
- Ю.В.Линник. Амаравелла. Петрозаводск, 1989;
- Русский космизм. Антология философской мысли. Сост. С.Г.Семёнова, А.Г.Гачева. Вступ. ст. С.Г.Семёновой. М., 1993;
- Ю.В.Линник. Русский космизм и русский авангард. Петрозаводск, 1995;
- El Cosmos de la Vanguarda rusa. Arte y Exploración especial. 1900–1930. Fondación Botin, Santander [Catalogo]. 2010;
- Русские космисты XX–XXI веков. Живопись, графика, скульптура. Музей им. Н.К.Рериха, Москва. 2012. [Каталог] М., 2013.;